Как писать фантастику, или Пособие для Улучшанского

Реклама
Грандмастер

Неправильно считать, что советы «как надо писать» должны давать те, кто пишет. Ведь в конечном счете пишут-то они для читателя. Значит, читатель со стажем должен понимать в этом вопросе не меньше. А может и больше. Во всех других отраслях интересоваться мнением и запросами потребителя считается нормально и полезно, и только в литературе мнение этого самого потребителя (то есть именно что читателя) считается чем-то пренебрежимо малым и незначительным. Нормально ли это? Нет, это ненормально. Потому что писатель, вооруженный буквально тоннами презрения к мнению читателя, закончив книгу, начинает жадно отслеживать отклики, частоту посещений странички, заводит гостевую книгу и вообще яростно интересуется реакцией этого самого презренного потребителя.

Реклама

Да и вообще — чтобы оценить вкус яичницы, совершенно не обязательно самому уметь нести яйца.

Итак, приступим. Чтобы читатель полюбил, а издатель (вследствие этого) закупил, писать надо: а) артистично, б) быстро, в) внятно г) грамотно, д) доступно… и так до я) ярко.
А что для этого надо? — спросите вы. И я, как читатель со стажем, отвечу: сюжет, сюжет и еще раз сюжет. Грамотность вам дадут словари и спеллчекеры, быстрота придет со временем (осваиваем быстрый набор), артистизм или есть или его нет, а внятность зависит от ясности в голове. Для усугубления же и кристаллизации замысла в голове очень помогает структурирование сюжета. Чтобы пишущий четко представлял себе: что он хочет написать и чем все должно закончиться. И чтобы читающие его читатели достигали

Реклама
катарсиса не менее трех раз за страницу!

Все помнят (а кто не помнит, тот идет в угол… то есть пить витамины и записываться в библиотеку) замечательное пособие, которое составил Остап-Сулейман-Берта-Мария Бендер-бей для незадачливого Ухудшанского. Называлось оно «Торжественный набор» и были там флаги, стяги, трактора, зубовный скрежет капитализма и прочее, несозвучное нашей эпохе. Нам это не надо — не наш набор реалий, — но тем не менее, метод хорош. Вот я и думаю: а не составить ли нам нечто подобное?

Для начала разомнемся на литературе фантастической. Опять же и писать ее легче, и любителей (фанов) у нее уж побольше, чем у классики.
Структуризация сюжета в данном случае такова: раз это фантастика, значит, глобально сюжетов может быть только два:

Реклама

А) Фантастическое изобретение и его влияние на реальность
Б) Кто-то куда-то летит.

Начнем с последнего. Куда лететь — вариантов опять только два: или на Землю прилетают пришельцы, или земляне летят в космос. Рассмотрим детально (следите за руками):

1. Мы летим к ним

1.1.Они опережают нас по развитию науки:
.1.1.1. Мирное течение сюжета — обмен опытом (не встречается)
.1.1.2. Конфликт:
…1.1.2.1. Наших хотят пустить на опыты
…1.1.2.2. Не замечают или квалифицируют как помеху

1.2 Земляне опережают их
.1.2.1. Мирное течение сюжета — мы несем им свет знаний (не встречается)
.1.2.2. Конфликт:
…1.2.2.1. Обстрел из луков и пр. враждебное отношение к нашим астронавтам
…1.2.2.1.1. Земляне отступают

Реклама

…1.2.2.1.2. Земляне усмиряют аборигенов:
…1.2.2.2.2.1. Успешно
…1.2.2.2.2.2. Безуспешно
…1.2.2.2.2.3. Мы думаем, что успешно, а ни фига
.1.2.3. Земляне сами становятся аборигенами (желтеют, зеленеют и пр.)
.1.2.4. Земляне женятся на аборигенках и вливаются в пасторальную жизнь

2.Они прилетают к нам

2.1. Они прибыли с миром:
.2.1.1. Земляне радостно встречают пришельцев (практически не встречается)
…2.1.1.1. Счастливый обмен знаниями
…2.1.1.2. Пришельцы помирают от земных болезней
.2.1.2. Земляне плохо встречают пришельцев:
…2.1.2.1. Уничтожают пришельцев сразу
…2.1.2.2. Сразу не выходит — начинается война
…2.1.2.3. См. п. 2.1.1.2
…2.1.2.4. Им только и надо было, что какое-то вещество

Реклама

…2.1.2.4.1. Получив его, они улетают.
…2.1.2.4.2. Убеждаются, что у нас его нет и улетают
…2.1.2.4.3. Без этого вещества улететь не могут и дохнут со скуки

2.2. Они хотят нас завоевать:
.2.2.1. Открытым нападением
…2.2.1.1. Они побеждают
…2.2.1.1.1. На земле зреет искра Сопротивления
…2.2.1.1.2. См. п. 2.1.1.2
…2.2.1.1.3. Земляне исчезают как раса, остаются лишь роботы и собаки
…2.2.1.2. Мы побеждаем:
…2.2.1.2.1. Пришельцы изгнаны вон
…2.2.1.2.2. Пришельцы приспособлены для наших хознужд
…2.2.1.3. Они думают, что победили, а ни фига
…2.2.1.3.1. Они со временем расслабляются и теряют победу
…2.2.1.3.2. См. п. 2.1.1.2.

.2.2.2. Тихой сапой
…2.2.2.1. Внедряясь в мозг или маскируясь под людей

Реклама

…2.2.2.2. Подкупом и совращением
.2.2.3. Пришельцы сначала накидываются, а потом видят, какие мы хорошие
…2.2.3.1. Все мирятся
…2.2.3.2. См. п. 2.1.1.2

3. Никто никуда не долетел:
.3.1 Астронавты передрались в дороге
.3.2. Нападение космических пиратов
.3.3. Сломался корабль
.3.4. Прилетели, а там то же самое.

4. Прилет на необитаемую планету:
.4.1. Планета ранее была обитаема:
…4.1.1. Аборигены вымерли от старости и болезней
…4.1.2. Поубивали друг друга
…4.1.3. Спят в замороженном виде
…4.1.4. Представляют собой сиреневые цветочки (кристаллы, минералы и т. д.)

.4.2. Вообще необитаемая планета
…4.2.1. Земляне радостно осваивают ресурсы
…4.2.2. Экипаж свергает капитана и остается там жить

Реклама

Второй сюжет — фантастическое изобретение. Описывается изобретение (в меру технических знаний автора) и его воздействие на реальность. Как правило, ничего хорошего не выходит. Вечный хлеб затапливает пол-Земли, таблетки бессмертия похищают жадные олигархи и гангстеры, машину времени используют для биржевых спекуляций и т. д. Очень удобно для разоблачения людских пороков: мол, чего ни дай, все равно наворотят черт-те чего и передерутся.

В таком вот аспекте. Думаю, что по этой схеме уже нетрудно написать мало-мальски приличный романчик.
А, да! Мы ж забыли про фэнтези! Ну, там все просто. В отличие от разветвленной и сложной сети сюжетов для сайенс-фикшн, у фэнтези сюжет всего ОДИН: некий недотепа, лузер и бездельник непонятно как попадает в Волшебную Страну, где его отчего-то все считают всесильным магом. И, соответственно, прикапываются к нему с разными желаниями. Приходится ему выкручиваться и выпутываться, в результате чего он к концу первой книги таки становится Всесильным магом и завоевывает всю эту Волшебную Страну, с которой ни бельмеса не знает, что ему поделать. В остальных семи-восьми томах сериала (

Реклама
фэнтези пишутся только многотомными сериалами) все это пережевывается и перетасовывается до тех пор, пока и читателю и автору окончательно не осточертеет.
Отличие одного сериала от другого заключается только в антураже этого самого волшебного мира, но и там вариаций не так много: или это упыри, волхвы, Змеи-Горынычи и богатыри, или друиды, эльфы, тролли, гоблины и гномы. Вот, собственно, и все.

Примечание. Для тех, кто пожелает объяснить мне, что хорошая литература так не пишется и ее в рамки не загнать, поясняю: в каждой шутке есть доля шутки.

Реклама