Можно ли проехать в железнодорожном вагоне через всю Африку? Из истории неосуществленных грандиозных проектов

Реклама
Грандмастер

Девятнадцатый век поэт Александр Блок назвал «железным». Правильнее было бы назвать этот век стальным. Ведь именно в девятнадцатом веке в Европе научились отливать в больших количествах качественную сталь.

Главным потребителем нового конструкционного материала были железные дороги. Стальные колеса покатились по стальным рельсам. Эти стальные рельсы связали воедино не только заводы и рудники. Железные дороги объединили целые народы, формируя новые нации.

Например, единая железнодорожная сеть способствовала тому, что на месте небольших и «несерьезных» с точки европейской политики государств возникла новая, могучая Германия. Потому не мудрено, что одновременно с промышленниками, железнодорожный транспорт очень оценили политики и военные. Правительства начали финансировать прокладку стальных магистралей.

Реклама

В истории железной дороги появились проекты воистину грандиозные. Например, Транссибирская магистраль в России от Челябинска до Владивостока длиной в 7000 километров.

Еще более грандиозный проект предложил в конце XIX века Сесиль Родс (Cecil John Rhodes) (1853 -1902). Этот английский предприниматель немало сделал для захвата англичанами Южной Африки. В его честь в свое время была названа Родезией территория, на которой нынче находятся две страны: Замбия и Зимбабве.

Родс предложил проложить по территории британских колоний в Африке железную дорогу длиной в 11500 км. Эта дорога должна была начинаться в Кейптауне, на южной оконечности Африканского континента, и идти на север мимо водопада Виктория, вдоль великих африканских озер через Уганду, Кению, Судан и далее вдоль реки Нил до Каира. Параллельно железнодорожным путям планировалось проложить телеграфную линию.

Реклама

В самом деле, разве не здорово сесть в вагон со всеми удобствами и помчаться от Кейптауна на север, разглядывая живописные пейзажи Южной Африки. Поезд-экспресс делает совсем немного остановок и поглощает пространство со страшной скоростью в 60 километров в час! Всего через двое суток колеса простучат по стальной арке моста, с которого открывается величественное зрелище — водопад Виктория.

Пройдет еще два дня пути. Пассажиры уже устанут любоваться видами экзотических пейзажей за окном. И вдруг перед глазами откроется бескрайняя водная гладь — озеро Виктория. И какой-нибудь знаток географии с уверенностью скажет, что половину пути трансафриканский экспресс уже преодолел.

Реклама

Следующие без малого четыре дня поезд будет идти через саваны Кении и Судана. Здесь, если повезет, можно будет увидеть из окна слонов и жирафов. Потом поезд пересечет границу Египта. Промелькнут за окном знаменитые храмы Луксора. Поезд пробегает последнюю сотню миль — и путешественники выходят на вокзале в Каире. Они пересекли огромный континент всего за десять дней! Да здравствует прогресс!

Трансафриканская железная дорога привлекала бизнесменов тем, что способствовала бы промышленному развитию колоний и быстрой доставке продукции отсюда к морским портам. Британские же политики видели в железной дороге возможность консолидировать все захваченные африканские земли под британским управлением.

Реклама

Но в Африке были не только британские владения. Франция желала осуществить свой проект железнодорожного сообщения — в поперечном направлении, чтобы связать свои колонии на западном берегу Африки с колонией Джибути на побережье Индийского океана. Французская военная экспедиция захватила суданский город Фашоду на реке Нил, где почти сразу же столкнулась с британской флотилией. Колониальные споры в Африке привели к обострению англо-французских отношений, и в 1898 году едва не началась война между этими странами.

Кроме Франции, трансафриканскую железную дорогу от Атлантического до Индийского океана пыталась проложить и Португалия, чтобы соединить свои колонии в Анголе и Мозамбике. Но достаточно было англичанам выразить свое неудовольствие по поводу присутствия «чужих» в ее колониях, и португальский проект был закрыт.

Реклама

В свою очередь британские планы провести железнодорожную линию через германскую Восточную Африку (Танганьика) или через Бельгийское Конго (Заир) тоже не увенчались успехом. Поэтому дорога строилась отдельными участками и по разным стандартам. Кое-где колею прокладывали широкой, а кое-где — узкой.

После Второй мировой войны европейским странам стало совсем не до колоний. Не до жиру, как говорится. Народам Африки поспешно — слишком поспешно — была дана независимость. Если быть более точными, африканцев бросили на произвол судьбы. Не забыв вооружить автоматами.

В наши дни южноафриканские туристические компании устраивают своим клиентам поездку по трансафриканскому маршруту. Кое-где туристы едут в роскошных спальных вагонах, стилизованных под викторианскую эпоху. Но кое-какие участки (кровоточащий Судан, к примеру) преодолевают на самолете. Выходит, что проект скорее мертв, чем жив?

Реклама

Нет, жизнь в нем все же теплится. Во-первых, все крупные вложения уже сделаны. Пусть по частям, пусть разделенная случайно проведенными границами, железная дорога продолжает работать. Поскольку перевозки по рельсам гораздо дешевле, чем перевозки автомобилем. И чем дороже становится нефть, тем выгоднее пользоваться «чугункой». Во многих африканских странах, не имеющих выхода к морю, построенная британцами трасса — главная артерия экономики, базирующейся на экспорте минерального сырья. Так что о гордом отказе от этого «наследия колониализма» речь не идет.

Дело осталось за малым: перестать «мочить» друг друга по джунглям и саваннам и открыть границы хотя бы для поездов. В прокладку недостающих участков пути африканским странам денег вкладывать не придется. Мировое сообщество поможет.

Реклама

Последняя фраза — совсем не юмор. Бывшие метрополии вкладывают немалые деньги в то, чтобы разрешить проблемы Африки. И дело тут не столько в осознании своей вины перед бывшими колониями. Развитые страны живут уже в другом, глобальном, мире. А в этом мире «чужая» беда довольно скоро становится «своей» проблемой. Страдания Африки отзываются по всему цивилизованному миру эпидемиями, ростом наркомании, терроризма и насилия. Самое дешевое решение, которое при этом видится: вкладывать деньги в Африку, решать проблемы на месте их возникновения. Так что: да здравствует глобализм!

Один из финансируемых международными организациями проектов — прокладка на африканском континенте скоростных шоссейных дорог. При строительстве этих дорог используется труд изыскателей, наметивших на карте так и не построенную сеть трансафриканских железных дорог. Так что, хочется верить, когда-нибудь появится возможность пересечь Африку с юга на север. Если не на поезде, то уж на автомобиле точно.

Реклама