А что вы думаете? Плановое хозяйство — оно во всем плановое. И сколько чего детям читать, и какие людям трусы носить, и что кушать — все должно было закладываться в план. При этом в наших местностях существовал порядок: чтобы выбрать две художественные книжки, нужно было взять еще одну научно-популярную и одну «про Ленина». Иначе не положено.
Научно-популярное я читала с интересом. А вот про Ленина — не особенно. Уж такой он в этих книгах был слащаво добренький, такой бесконечно мудрый, а так как материалов о нем было мало, то все эти истории повторялись и повторялись.
А вспомнила я об этой славной библиотечной традиции, когда мне попалось как-то в книге Дм. Солоухина «При свете дня» такое: «Его жена в своих воспоминаниях о нем рассказывает, как однажды в Шушенском он охотился на зайцев. Была осень, пора, предшествующая ледоставу. По реке шла шуга — ледяное крошево, готовое вот-вот превратиться в броню. На маленьком островке спасались застигнутые ледоставом зайцы. Владимир Ильич сумел добраться в лодке до островка и прикладом ружья набил столько зайцев, что лодка осела под тяжестью тушек.
Как тут не вспомнить русскому человеку про деда Мазая! — пишет В.Солоухин. — Надежда Константиновна рассказывает об охотничьем подвиге антипода некрасовского деда Мазая с завидным благодушием…"
Источник Солоухин указывает: «Выписано из книги Доры Штурман «
Найдено в университетской библиотеке в Иерусалиме. Почему в Иерусалиме? Да потому, что после смерти Крупской ее воспоминания в советских изданиях сильно причесали и откорректировали (
Но может быть, это был поступок вынужденный? Ведь в Шушенском наш Ильич был все-таки в ссылке. Может быть, он там голодал и холодал и вынужден был, гремя кандалами, питаться чем придется, поэтому и бил зайцев?
И тут поищем источники: Николай Владиславович Вольский-Валентинов в книге «Малоизвестный Ленин» опять-таки ссылается на воспоминания Крупской (ну, а кому же лучше и знать было, как жил Ленин, как не его жене?).
«Дешевизна в этом Шушенском была поразительная, — писала Крупская. — Например, Владимир Ильич за своё „жалованье“ — восьмирублёвое пособие — имел чистую комнату, кормёжку, стирку и чинку белья — и то считалось, что дорого платит. ..
Как вам выражение «ссылка прошла неплохо»? Некоторые страдания, конечно, все же были: простовато кормили, ни тебе омаров, ни абрау-дюрсо. Одно слово, царизм и угнетение. Но в целом ничего — вождь даже поправился. В ссылке!
И он сам это тоже подтверждает: «Сегодня ровно месяц, как я здесь, и я могу повторить то же самое: и квартирой и столом вполне доволен…»
«Он ужасно поздоровел, и вид у него блестящий сравнительно с тем, какой был в Питере», — сообщала Крупская Марии Александровне Ульяновой в письме от 22 мая 1898 года. Пожив немного в Шушенском, она сама должна была откровенно признать, что их ссылка действительно одно только удовольствие. Они ездят в гости к другим ссыльным и принимают их у себя, получают через родных русские, немецкие, французские книги, нелегальные издания, журналы и газеты. Ленин ведёт обширную политическую переписку, составляет книги, пишет статьи в журналы и революционные брошюры для издания в Женеве.
«Наконец мы наняли прислугу, девочку лет 15, за 21/2 р. в месяц + сапоги, придёт во вторник, следовательно, нашему самостоятельному хозяйству конец. Напасли на зиму всякой всячины» (письмо Крупской от 9 октября 1898 года). О том же предмете две недели спустя: «Наняли девочку, которая теперь и помогает маме по хозяйству, и всю чёрную работу справляет».
А еще ссыльному узнику разрешалось иметь ружье. Самый человечный человек очень любил охоту: тетёрки, утки, зайцы… И, как мы видим, не с голоду: баран в неделю — это, доложу я вам, немало. А так, для развлечения. Ну вот и зайцы под руку подвернулись, а Ильич — человек азартный, а зайцам деваться некуда — он и набил полную лодку, так что лодка осела в воду. Причем даже и боезапас он сэкономил, видно рациональный ум: зачем тратить патроны, когда можно прикладом — по головам… Даже веселее!
Как же тут, согласимся и мы с Солоухиным, не вспомнить русского классика?
Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?..
Деду Мазаю никто по барану в неделю задаром не выделял. Однако про совесть он все-таки не забыл.
…Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
(…)
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и «с богом!» сказал…
Н. А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы 1870, Полное собрание сочинений и писем в 15-ти томах. Том 3. Л.: «Наука», 1982.
Мазай не был ни буддистом, ни вегетарианцем, Он объясняет:
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая, — линяет косой…
То есть бить-то зайцев он бил, но тогда, когда это было разумно, и столько, сколько было необходимо. А не весной, прикладом и полную лодку.
А Ильичева-то добыча пропала, наверное: шкура весной негодная, а холодильников тогда не было…
Но ссылка принесла основателю самого справедливого в мире строя не только питательно-лечебную пользу. В ссылке он работал: разрабатывал основы этого самого строя. И опыт ссылки учел в полную силу: в советское время ссыльным уже отнюдь по барану не выдавали и ружья иметь не разрешали, да и выписывать из-за границы газеты и журналы режим «без права переписки» как-то не предусматривал.
Великий человек рассуждал логично: тюрьма и ссылка — это вам не курорт! (Подробнее на эту тему будет в следующей статье про Евфросинию Керсновскую и ее книгу «Сколько стоит человек»). А про вышеописанную историю во времена моей молодости в народе ходил хулиганский стишок:
Поймали зайцы Ильича
И разорвали сгоряча.