Теперь я попытаюсь в меру своей компетенции рассказать, кто такие курды и что им нужно. Курды — 40 миллионов человек, большая часть которых проживает на территории так называемого Курдистана. Географически эта территория поделена между Ираном, Ираком, Сирией и Турцией. Такое разделение произошло после Первой мировой войны и распада Османской империи.
Главная проблема курдов такова — эти 40 миллионов человек не имеют собственного государства. Но помимо этого они еще и подвергаются репрессиям в странах своего проживания. В Сирии большинство из них является негражданами. В Турции со времен Мустафы Кемаля Ататюрка проводилась политика создания мононационального государства. У курдов нет права говорить на своем языке, проповедовать свою культуру, изучать свою историю и язык в школах.
Казалось бы, это известная история, но для народа это великая трагедия. И как показывают современные события, они не собираются сдаваться. Но если бы дело могло решиться только одними стараниями и борьбой народа… Проблема в том, что территория Курдистана очень богата природными ресурсами, а особенно нефтью. Скажите, пожалуйста, неужели крупнейшие и сильнейшие державы мира добровольно откажутся от возможности влиять на этот важнейший источник энергии?
Ситуацию осложняет политическая раздробленность курдов. Существует несколько политических партий, но найти общий язык между собой они никак не могут. Это осложняет и так катастрофическое положение народа.
Курды живут в крайне тяжелых условиях. Как правило, регионы их проживания в этих четырех странах экономически малоразвитые. Многие считают, что курды — это дикий, агрессивный, необразованный народ. Это не так. Культура курдов многогранна, насчитывает не одну сотню лет и заслуживает искреннего восхищения. Называть любой народ диким и необразованным просто непозволительно, а по отношению к курдам и подавно.
Нежелание великих держав решить этот курдский вопрос — главное препятствие на пути самостоятельности. В 2003 году режим Саддама Хусейна пал и появился шанс для курдов. Сейчас возникла практически автономная часть Ирака — Иракский Курдистан. Курды в других странах возлагают большие надежды на этот исторический эксперимент и надеются, что он не провалится, как было с республикой Махабад в Иране в 1946 году. Они не теряют надежды иметь право говорить на своем языке, изучать свою культуру и с гордостью говорить «Я — курд» и не бояться оказаться в тюрьме за такие высказывания.
И вопрос этот не останется нерешенным. Рано или поздно он найдет выход, и в силах международного сообщества сделать все возможное для того, чтобы выход этот был максимально мирным и был основан на компромиссном решении для всех заинтересованных сторон.
Давайте жить дружно!