Нгуен Фан Тянь: познакомимся с искусством Вьетнама?

Реклама
Грандмастер

Нгуен Фан Тянь — пожалуй, самый известный художник Вьетнама. Творчество этого мастера, возродившего национальную живопись на шелке, получило широкое признание далеко за пределами его родины.

Живопись на шелке — традиционный вид искусства во Вьетнаме. Еще во времена средневековья в странах Дальнего Востока на широких бумажных или наклеенных на бумагу шелковых полосах, к нижнему концу которых прикреплялась бамбуковая палочка, создавались живописные произведения — вертикальные или горизонтальные свитки. Изображение располагалось в центральной части, края декорировались узорным шелком. Писали тушью и минеральными красками, которые были столь прозрачны, что сквозь них просвечивала серебристая фактура шелковой основы.

Реклама

Классическая живопись на шелке сохранялась во Вьетнаме до начала ХХ века, затем утратила позиции ведущего жанра. В 1930-е годы создаются условия для формирования новой образной системы в искусстве. Молодые художники обращаются к классическому наследию европейской живописи и национальным традициям. В это время и начинается творческий путь Нгуен Фан Тяня. Он родился в 1892 году в провинции Хатинь. Его отец, учитель, был всесторонне образован. От него будущий художник воспринял любовь к поэзии и классической литературе.

Старая вьетнамская письменность была иероглифической, а каждый иероглиф — сложная композиция из линий различной длины и конфигурации. Каллиграфия ценилась на Востоке наряду с живописью, иногда и выше. Отец Нгуен Фан Тяня, владевший этим искусством в совершенстве, передал свои навыки и опыт сыну, приучил его работать точно и быстро, безошибочно строить композицию.

Реклама

Другим источником национальных традиций, повлиявших на молодого художника, были народные картинки. Их изготовляли в деревнях накануне веселого праздника Тэт — Нового года. Они отличались яркостью и лаконизмом. Сюжеты их просты — сцены семейной жизни и повседневного труда, изображение детей, домашних животных, птиц. Это картинки — поздравления и благопожелания, которые имели определенный символический смысл.

Нгуен Фан Тянь тоже создавал такие картинки, кроме того, он писал тушью сельские пейзажи и продавал их, чтобы помочь матери содержать семью после смерти отца. В эти годы он сумел приобрести немалый творческий опыт, в 14 лет участвовал в росписях храмов, рисовал портреты.

Реклама

В 1925 году в Ханое открылась Высшая школа изящных искусств Индокитая, и Нгуен Фан Тянь, которому было уже 32 года, поступает учиться. Его интересует европейская техника живописи, новые методы рисования. В первое время он осваивает технику работы масляными красками, а затем обращается к традиционной живописи на шелке. Именно в этом виде искусства и проявился его незаурядный талант.

Первый успех пришел после экспонирования полотен художника в Париже на Международной выставке 1931 года. Внимание посетителей привлекли изящество рисунка, оригинальная техника исполнения. Уже в ранних работах проявляется стремление сочетать принципы национальной живописной традиции с впечатлениями от окружающей действительности. Нгуен Фан Тянь расширяет круг тем, изображает простые, непритязательные сценки, наделяет их лиризмом.

Реклама

В «Игре в прятки», сохраняя традиционную форму вертикального свитка, художник изображает двух девушек на террасе среди яркой зелени сада. Он воспевает свежесть солнечного утра и обаяние молодости.

Нгуен Фан Тянь — мастер сложных ракурсов. В этом можно убедиться, взглянув на фигуру девушки в «Кормлении птиц». Художник очерчивает ее силуэт ясным контуром, работает крупными цветовыми массами. Скупо отбирает детали и оставляет только сюжетно необходимые. Сосредоточивает внимание на фигурах героев, выдвигая их на передний план и почти не характеризуя окружающую среду.

На картине «Игра детей в камушки» художник изобразил увлеченных игрой деревенских ребятишек. Их фигурки представлены на нейтральном фоне. Условное решение пространства, использование в композиции низкой линии горизонта, некоторая статичность фигур сообщают жанровой сцене внутреннюю значительность. Цветовая палитра сдержанна и благородна, преобладают оттенки коричневых, темно-синих, глухих красных и кремовых тонов. Мастер работает в технике живописи на шелке, нередко используя его естественный цвет в качестве фона для композиций.

Реклама

После окончания Высшей школы изящных искусств Нгуен Фан Тянь остался в ней преподавать, но через год вынужден был уйти из школы. Колониальные власти не устраивала тематика его картин, однако художник остался тверд в своих убеждениях. Несколько лет он перебивается случайными заработками. В 1938 году в Ханое проходила выставка живописи художественных и ювелирных изделий, на которую работы Нгуен Фан Тяня не приняли.

Мастер с большим трудом добивается разрешения на открытие персональной выставки. Поток посетителей на нее был нескончаемым, многие газеты поместили восторженные отзывы.

Августовскую революцию 1945 года Нгуен Фан Тянь принял с воодушевлением. В годы войны с французскими оккупантами он делал все, чтобы приблизить победу. Одной из своих главных задач художник считал пропаганду национальной независимости языком изобразительного искусства. Он создавал плакаты, устраивал передвижные художественные выставки.

Реклама

С установлением мира в 1945 году Нгуен Фан Тянь много и плодотворно работает, совершенствуя профессиональное мастерство. Важное место в его творчестве стала занимать тема труда. Так, в картине «Сортировка неочищенного риса» нашла отражение мечта автора об освобожденном радостном и мирном труде, о процветании родины. Две девушки заняты обработкой богатого урожая. Легко и непринужденно держат они в руках корзины с рисом, позы их естественны и грациозны. В годы войны он создал работу, исполненную веры в грядущую победу.

Художник не стремится к психологической характеристике героев, но точность в передаче поз и жестов позволяет почувствовать особенности их внутреннего состояния. Мастеру свойственно поэтизировать образы. Женщины и девушки на его картинах полны обаяния. Это обусловлено личным отношением автора к своим моделям. Нгуен Фан Тянь говорил: «Я пишу то, что мне дорого и близко».

Реклама

Он обращается к самым разнообразным темам. Его привлекают скромная красота деревенских пейзажей, старинные храмы и пагоды, оживленные городские улицы и парки. На одной из картин — «Базар Ким Лиен» — запечатлен небольшой рынок, разместившийся недалеко от храма. Создавая многофигурную композицию, Нгуен Фан Тянь стремится передать особенности традиционного жизненного уклада вьетнамцев.

Несколько выделяется в его творчестве картина «Девушка-фея». Сюжет ее связан с именем легендарной принцессы Тьен Донг. В древнем предании рассказывается о любви юноши из простой семьи к прекрасной принцессе, которую он случайно увидел купающейся в реке. Девушка ответила на его чувство и, покинув богатый дворец, осталась с ним на всю жизнь. Картина написана после трагического события, глубоко взволновавшего пожилого художника. Для одной из работ ему позировала дочь его друга. Однажды о время ночной бомбежки она погибла. В память о ней и было создано его произведение. Убедительно и проникновенно передана боль человеческого сердца. Картина выдержана в светлых, нежно-зеленых тонах, передающих настроение тихой грусти.

За выдающийся вклад в развитие национального изобразительного искусства Нгуен Фан Тянь был награжден орденом Труда 1-й степени. Его картины хорошо известны во многих странах мира.

Реклама