Знаменитые «Елисеевские» магазины: как русский купец первым в мире создал гастрономическую империю?

Реклама
Грандмастер

Появление в Москве, Петербурге и других городах Российской империи «Елисеевских» магазинов стало заметным событием в торговой жизни страны. До этого столь крупных торговых центров, обладавших собственной инфраструктурой, разветвленной системой поставок, подготовки и обработки товаров, в России, да и в других странах, не существовало. В ряде городов имелись большие торговые здания и целые торговые ряды, но их «населяли» многочисленные мелкие лавки и магазинчики.

Идея создания «торговой империи», способной удовлетворить продовольственные запросы людей с любым уровнем достатка, предлагая им товары высочайшего качества, родилась у купца Григория Григорьевича Елисеева в конце XIX века. К этому времени он уже был владельцем крупной торговой фирмы и успешно торговал не только в России, но и за границей, получая призы и медали на различных выставках за качество своих товаров, в основном, вин.

Реклама

Родился Григорий Елисеев в 1864 (по другим сведениям в 1858) году в крепкой купеческой семье в Санкт-Петербурге. Его дед, получив вольную от графа Шереметева, занялся успешной торговлей в столице, оставив своим трем сыновьям солидный магазин колониальных товаров. Отец Григория с братом Петром создали в 1857 году Торговый дом «Братья Елисеевы» с капиталом уже в несколько миллионов рублей. Став поставщиками Двора Его Императорского Величества, в 1874 году купцы первой гильдии Елисеевы получили почетное право изображать на этикетках своих товаров государственный герб.

Понимая, что руководство крупным торговым домом требует знаний, Елисеевы не жалели денег на образование детей, Григория и его брата, которые вскоре возглавили семейное дело, имевшее годовой оборот в десятки миллионов рублей. Когда брат отошел от дел, Григорий остался единоличным руководителем процветающей фирмы. Его отличали точный расчет и дерзость в планах, а главное — умение видеть перспективу и не бояться смелых экспериментов.

Реклама

Российских рамок Елисееву было мало, и он решил «покорять» Европу, причем, не путем постепенного проникновения на рынки европейских стран, а решительным их завоеванием. И один из его первых шагов безмерно удивил все купеческое сообщество, Григорий решил поставлять во Францию свои вина. Даже сейчас это кажется невероятным, но в Париже его марочные вина произвели настоящий фурор, за которым последовало награждение русского купца орденом Почетного легиона. Торговля вином — дело прибыльное, но рискованное. Елисеев же рисковать не боялся, заранее оптом скупая будущий урожай в целых виноградарских регионах Европы.

Новой задумкой купца стало создание громадных магазинов, предлагавших покупателям весь спектр качественных продовольственных товаров и вин. Дело было новое, неизведанное и требовало больших финансовых средств. Первые крупные «Елисеевские» магазины появились в Петербурге и Киеве к концу XIX века. Именно на них была отработана вся система поставок, обработки товаров и организации торговли. Магазины работали успешно, но были открыты в приспособленных помещениях. Именно тогда и принял купец решение строить специальные большие продовольственные магазины с собственной инфраструктурой и производственными цехами.

Реклама

Начинать купец решил с Москвы, выкупив на Тверской улице исторический дом № 14. Когда-то здесь был известный на всю Россию салон княгини Зинаиды Волконской, в котором бывали А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, А. Мицкевич. Отсюда в далекую Сибирь отправилась к мужу-декабристу Мария Волконская. После покупки дом был огорожен глухим забором, в течение нескольких лет архитектор Г. В. Барановский провел его основательную перестройку.

В 1901 году «Магазин Елисеева и погреба русских и иностранных вин», так официально он назывался, открылся. По свидетельству современников, такого богатого ассортимента продовольственных товаров первопрестольная еще не знала. Вот как описал первое посещение «Елисеевского» бытописатель Москвы Гиляровский: «Горами поднимаются заморские фрукты; как груда ядер, высится пирамида кокосовых орехов, с голову ребёнка каждый; необъятными, пудовыми кистями висят тропические бананы; перламутром отливают разноцветные обитатели морского царства — жители неведомых океанских глубин, а над всем этим блещут электрические звёзды на батареях винных бутылок, сверкают и переливаются в глубоких зеркалах, вершины которых теряются в туманной высоте».

Реклама

Магазин сразу же завоевал славу у москвичей и стал приносить солидный доход. Бытует мнение, что магазины Елисеева ориентировались только на богатых покупателей, это не так. В магазинах были все виды продовольственных товаров, от продуктов первой необходимости по обычным ценам, до деликатесов, цены на которые были, естественно, «кусучими». Особенностью магазинов был не только богатейший ассортимент, но и удобство для покупателей и культура обслуживания. На прилавки попадали только товары высочайшего качества, за этим строго следили. Перед подачей в торговый зал весь товар тщательно проверялся, недопустимым считалось наличие даже одной подгнившей или мятой ягодки в кисти винограда.

Реклама

Для сотрудников магазинов Елисеев устанавливал высокие зарплаты, но и спрашивали с них очень строго, в независимости от того, обслуживали они богатого дворянина или скромного мастерового. Щепетильно относясь к престижу фирмы, Елисеев не экономил на сотрудниках, содержа при каждом магазине большой штат, куда входили даже ветеринарные врачи.

Особенностью «Елисеевского» магазина было и то, что в нем не только осуществлялся полный цикл предпродажной подготовки товаров, но и был комплекс своих производств: пекарни, маслоотжимные, засолочные и коптильные цеха, а также производства варений, мармеладов, обжарки зерен кофе, разлива вин, напитков и т. д. Особенно славились елисеевские выпечка, пирожные, рыба, икра и вина.

Реклама

Стоит отметить, что ежедневно в винном подвале магазина разливалось до 15 тысяч бутылок, изготовлявшихся на специальных стекольных заводах. Кстати, рекламные буклеты, этикетки, фирменную упаковочную бумагу и коробки делали для Елисеева несколько типографий. Торговый дом имел не только свой многочисленный транспорт, включая автомобили, но также специально оборудованные для перевозки скоропортящихся продуктов речные и морские суда. Елисееву и на самом деле принадлежала целая гастрономическая империя, где все работало с точностью и надежностью хорошего часового механизма.

Вслед за московским, специализированный «Елисеевский» магазин был построен тем же архитектором и в Петербурге на углу Невского и Малой Садовой, дом 56. Это было огромное трехэтажное здание, на первом этаже которого располагался большой торговый зал, второй этаж занимал театральный зал, а на третьем был ресторан. Как и в Москве, торговый зал был оформлен с изысканной пышностью, а само здание украшали витражи, башенки и аллегорические фигуры. В наши дни фигуры, выполненные когда-то скульптором А. Адамсоном, вернулись на фасад здания.

Реклама

Созданная Елисеевым гастрономическая империя процветала, став объектом подражания для российских и иностранных предпринимателей. Но сам Григорий Григорьевич вынужден был от дел отойти. Ситуация банальная — бес в ребро. Но и здесь купец повел себя достойно. Оставив практически все огромное состояние и фирму семье, Елисеев уехал с возлюбленной в Париж, где и обосновался. Это была настоящая и взаимная любовь. Не нам его судить. Остаток жизни Елисеев провел с любящей его женщиной, окруженный заботой и вниманием. Скончался Григорий Григорьевич в 1942 году.

Созданные им прекрасные магазины пережили революции и войны, сохранив в народе названия «Елисеевских». Кстати, имя купца продолжает жить и в Европе, так, на далеком португальском острове Мадейра все-то есть «Елисеевские» винные погреба.

Как и многие москвичи, готовясь к очередному торжеству, я всегда хожу покупать пирожные и торты в «Елисеевский», где стоят они недешево, но вкусны необыкновенно. Культуру торговли и марку собственного производства знаменитый магазин продолжает держать высоко, недаром с большого портрета за всем, что происходит в торговом зале, следит сам создатель первой в России гастрономической империи.

Реклама