Как войти в историю мировой литературы? История публикации романа «Мастер и Маргарита»

Реклама
Грандмастер

Кто не знаком с романом «Мастер и Маргарита«? Возможно ли такое в принципе? Трудно поверить, но каких-либо лет 50 (с хвостиком) назад о романе общественность слыхом не слыхивала, а М. А. Булгаков еще не был «великим», а всего лишь «талантливым советским» писателем, драматургом, сатириком.

Роман давался Булгакову трудно. Неизвестно, в какой момент истории писателя он был задуман, но к реализации планов автор приступил в конце двадцатых годов, в 1928-м или 1929-м. И та, и другая дата упоминаются в источниках.

К марту 1930-го была готова первая редакция. Но автор уничтожил рукопись. Получив известие о запрете пьесы «Кабала святош» 18 марта 1930 года, «…лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…». Так о своем отчаянном поступке М. А. Булгаков сообщил в письме руководству СССР.

Реклама

Но Мастер уже не мог не писать. Работа над произведением возобновилась в 1932 году и продолжалась до самой смерти Михаила Афанасьевича в 1940-м.

Возможно, такая судьба романа, сожжение первого варианта и возобновление работы, подсказала автору гениальную фразу — рукописи не горят.

Более десяти лет создавался роман, до конца так и не законченный. Еще больше времени, 26 лет после смерти автора, он ждал своего часа, бережно хранимый вдовой писателя Еленой Сергеевной Булгаковой.

Сам Михаил Афанасьевич был уверен, что его произведению не увидеть света до тех пор, пока существует советская власть. К счастью, Мастер ошибался.

Советская власть умела бороться с рукописями, которые не горят. К примеру, все черновики и варианты «Жизни и судьбы»

Реклама
Василия Гроссмана гэбисты изъяли, лицемерно пообещав опубликовать лет через двести.

О существовании «Мастера и Маргариты» практически никто не догадывался, что и позволило роману благополучно пережить четверть века в московской квартире вдовы писателя в безвестности, но в целости и сохранности.

История публикации романа — настоящий детектив, изобилующий переживаниями, страхами и интригами. Безвестный журналист, литератор и исследователь

Реклама
Абрам Зиновьевич Вулис из далекого Ташкента писал кандидатскую диссертацию на полузапретную (в те времена) и с трудом утвержденную тему о творчестве сатириков Ильфа и Петрова. Сатирический жанр в тридцатые годы, как известно, был на подъеме. В сатириках «числился» среди прочих и М. А. Булгаков.

В 1962 году Вулис, будучи в Москве, буквально напросился на встречу с вдовой талантливого автора, написавшего «Роковые яйца». Наверное, пришло время. Вулис сумел убедить Елену Сергеевну, что он не посланец властей, а просто честный человек, и в одну из встреч вдова вынесла ему два толстых переплетенных тома.

Реклама

С этого вечера началось наше знакомство с бессмертным произведением. Содержание нескольких глав «Мастера и Маргариты» попало в диссертацию А. З. Вулиса, опубликованную в Ташкенте. О романе заговорили.

Поддержанная Константином Симоновым попытка Вулиса опубликовать книгу в одном из приложений к журналу «Огонек» не удалась, но прибавила «Мастеру и Маргарите» известности в литературных кругах.

То, что не получилось у центрального «Огонька», оказалось по силам региональной «Москве». Толстый журнал числился областным, и внимание к нему со стороны ЦК было меньшим, чем к общесоюзным изданиям. Когда Симонов предложил ознакомиться с рукописью главному редактору «Москвы» Евгению Ефимовичу Поповкину, тот сразу решил — пора печатать.

Реклама

По словам К. Симонова:

Поповкин человек слова. Он очень болен, поэтому никого и ничего не боится.

И слово свое Евгений Ефимович сдержал, как ни приходилось ему трудно. Препятствия чинились и явные, и тайные. До выхода в свет первой части публикации никто не был уверен, выпустят ли вторую.

Реклама

Доброжелатели всячески отговаривали главного редактора от необдуманного поступка, намекая на возможные последствия для карьеры. Но Е. Е. Поповкин думал не о вельможном гневе, а о последствиях иного рода. Доброжелателям он отвечал:

Ну что вы, как же я его не напечатаю, это же способ остаться в истории литературы…

Журнальный вариант великого романа вышел в свет в последнем номере «Москвы» за 1966-й и январском 1967 года. Сделав, без сомнения, главное дело своей жизни, Евгений Ефимович прожил недолго, умер в феврале 1968-го. В историю мировой литературы он вошел достойно…

Реклама