И пусть само название, как легко заметить, близко латинскому «фатум» —
— Афины сотворили скульптуру, Рим измыслил право, Париж изобрел революцию, Германия открыла мистицизм. А Лиссабон что же создал? Фаду. И все потому, что Лиссабон сохранил еще изначальную томность света и свежести: невзирая на асфальт, на фабрики, на газовые фонари, на мощеные набережные, здесь весны все еще слушают слагаемые ветром стихи; на кровлях все еще целуются голуби; и все еще будто слышно в тиши, как воздух струится сквозь щели каменных зданий, словно живая кровь меланхолического города…
В Португалии имеется много «домов фаду»: в тавернах, ресторанах и кафе, причем гастрономическая составляющая визита посетителей в такие заведения прерывается во время звучания музыки, и даже официанты перестают сновать между столиками. Вот какой почет оказывается музыке. Ну, и исполнителям, конечно. Их называют фадиштами.
Главными центрами фаду считаются Лиссабон и Коимбра, каждый из которых придерживаются своего направления: в столице чаще преобладают трагичные истории судьбы, коимбрская линия отличается более академичным стилем. Но свои особенности вносят и другие местности: в Алентежу фадишты используют двух- и трехголосье, а в Алгарви и вообще — древний фригийский лад. В Эворе же ежегодно первого октября, в Международный день музыки, проводится «Большая ночь фаду».
Самая знаменитая певица в этом жанре — легендарная Амалия Родригеш (1920 — 1999), королева фаду, при жизни удостоенная личной аудиенции Папы Римского Иоанна Павла II, записавшая более 170 альбомов песен и триумфально концертировавшая по всему миру. В день ее кончины премьер-министр Португалии Антонио Гутьерреш объявил трехдневный национальный траур. И она стала первой женщиной, чей прах был помещен в национальный Пантеон.
А начиналась жизнь драматично: от малышки, родившейся в многодетной семье бедняков, отказалась мать, и на воспитание девочку взяла бабушка, которая была портнихой: шила на дому одежду и продавала на улицах Лиссабона. Вот, наверно, откуда такая печаль в глазах Амалии даже на тех фотографиях, где она улыбается — от недополученной материнской любви. Да и на сцену пошла против воли семьи, и не будь у нее столь упорного характера, не открылся бы миру редкостный талант.
Послушаем?
As Rosas do Meu Caminho
Ai Mouraria
Bailaricos
Fadista Louco