В 1844 году автор сказки «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков написал в семейном альбоме: «Вот, наконец, за все терпенье…» Замечательный русский писатель посвятил стихи Абрамцеву. «Деревня обняла меня, — писал Аксаков сыну, — своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, пространством, тишиной и спокойствием. Не умею объяснить тебе, какой мир пролился в мою душу!»
Территория усадьбы не была огорожена: липовые и березовые аллеи уводили прямо в поля и леса. Рядом с домом цвели сирень и жасмин, овраги и косогоры заросли малиной, орешником, таволгой, бересклетом. Можно было собирать грибы и удить рыбу в двух шагах от жилья.
В Абрамцеве расцвел талант писателя. Здесь были созданы «Детские годы Багрова-внука», «Записки об уженьи рыбы», «Семейная хроника», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». С Абрамцевом связан последний период дружбы Аксакова и Гоголя. Николай Васильевич Гоголь работал здесь над вторым томом «Мертвых душ», отдыхал, гулял по рощам, вечерами читал вслух. Последний раз Николай Васильевич приезжал в Абрамцево за несколько месяцев до смерти, осенью 1851 года.
В Абрамцеве гостили
С конца 70-х — начала 80-х годов XIX века скромной аксаковской усадьбе суждено было снова стать одним из значительных в России культурных центров:
Вечера, проводимые за чтением произведений
Так же страстно любил Поленов и среднерусскую природу. В Абрамцеве художник запечатлел окрестные поля, леса, дороги, холмы. Он писал этюды, как, например, «Березовая аллея в Абрамцеве», и эпические произведения, выходящие за рамки конкретного места и времени, передающие природу во всей ее вечной красоте. Такова небольшая работа «Река Воря» — уходящая к горизонту долина, по дну которой в обрамлении пышного ивняка извивается прозрачная речка, кое-где поблескивая отражением голубого неба, дух захватывающие дали, легкие облачка, обещающие добрую погоду.
Илья Ефимович Репин писал в Абрамцеве «Проводы новобранца», «Крестный ход в Курской губернии», создал первый эскиз картины «Запорожцы» и много замечательных рисунков и этюдов.
Подолгу жил в Абрамцеве Виктор Михайлович Васнецов. Почти все значительные его произведения в той или иной мере связаны с усадьбой и ее окрестностями. Здесь он работал над «Богатырями», мысль о которых, по словам самого художника, подсказали ему могучие дубы, росшие неподалеку от дома. Поэтичны этюды к «Аленушке» — Ахтырский пруд, сумрачный, словно хранящий печальную тайну, и лезвия белесой осоки, и опушка с юными елочками и березками. Несколько этюдов написаны с крестьянской девочки, послужившей прототипом Аленушки, — ее увидел Васнецов в одной из окрестных деревень.
По свидетельству
От Абрамцева неотделимо творчество
Увлекшись керамикой, Врубель создал для абрамцевского дома миниатюрную печь-лежанку, камин, большую изразцовую печь. В абрамцевской гончарной мастерской по эскизу художника было сделано для московской гостиницы «Метрополь» огромное майоликовое панно «Принцесса Грез».
В Абрамцеве бывали и работали
Сейчас Абрамцево — историко-художественный музей-заповедник, который близок и дорог нам как творческое наследие людей, горячо и преданно любивших свою родину.