Почему Абрамцево называют «обителью муз»?

Реклама
Грандмастер
Вот, наконец, за все терпенье судьба вознаградила нас:
Мы нашли именье по вкусу нашему как раз.
Прекрасно местоположенье, гора над быстрою рекой,
Заслонено от глаз селенье зеленой рощею густой.
(С. Т. Аксаков)

Абрамцево — особый край, целая страна, где растут могучие ели и колышутся нежные травы. Где можно выйти к заросшему пруду, у которого грустила Аленушка, или вдруг оказаться перед избушкой на курьих ножках.

В 1844 году автор сказки «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков написал в семейном альбоме: «Вот, наконец, за все терпенье…» Замечательный русский писатель посвятил стихи Абрамцеву. «Деревня обняла меня, — писал Аксаков сыну, — своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, пространством, тишиной и спокойствием. Не умею объяснить тебе, какой мир пролился в мою душу!»

Реклама

Территория усадьбы не была огорожена: липовые и березовые аллеи уводили прямо в поля и леса. Рядом с домом цвели сирень и жасмин, овраги и косогоры заросли малиной, орешником, таволгой, бересклетом. Можно было собирать грибы и удить рыбу в двух шагах от жилья.

В Абрамцеве расцвел талант писателя. Здесь были созданы «Детские годы Багрова-внука», «Записки об уженьи рыбы», «Семейная хроника», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». С Абрамцевом связан последний период дружбы Аксакова и Гоголя. Николай Васильевич Гоголь работал здесь над вторым томом «Мертвых душ», отдыхал, гулял по рощам, вечерами читал вслух. Последний раз Николай Васильевич приезжал в Абрамцево за несколько месяцев до смерти, осенью 1851 года.

Реклама

В Абрамцеве гостили В. Г. Белинский, М. С. Щепкин, И. С. Тургенев. Последний раз Иван Сергеевич приехал в 1878 году, чтобы, по свидетельству современника, вновь увидеть ту узкую извилистую речку, на берегу которой он с автором «Семейной хроники» предавался ужению рыбы.

С конца 70-х — начала 80-х годов XIX века скромной аксаковской усадьбе суждено было снова стать одним из значительных в России культурных центров: С. И. Мамонтов создал Абрамцевский художественный кружок, здесь жили и работали многие выдающиеся живописцы, скульпторы, артисты, музыканты.

М. М. Антокольский, горячо разделяя любовь членов кружка к народному творчеству, к русской национальной культуре говорил: «Я не перестаю верить в силу души России; все мои работы, чувства, думы, вся радость и горе, которыми мой дух питается, — все это от России и для России. Мы, старые художники, воспитанные на русской почве, смотрим на задачу искусства как на активную, а не пассивную; чтобы оно нас будило, а не усыпляло; мы хотим от него, что оно может и должно дать; хотим видеть в искусстве былины, сказки, эпос, драму, историю прошлого и события настоящего».

Реклама

Вечера, проводимые за чтением произведений А. Н. Островского, А. К. Толстого, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. А. Фета, В. А. Жуковского, Шекспира, Шиллера, послужили «началом художественного единения». В. Д. Поленов писал: «Великие произведения слова всех времен и народов стали живым источником духовной жизни целого кружка. Мы жили этими чтениями, мы к ним готовились, они вызывали интереснейший обмен мыслями и горячие споры».

Так же страстно любил Поленов и среднерусскую природу. В Абрамцеве художник запечатлел окрестные поля, леса, дороги, холмы. Он писал этюды, как, например, «Березовая аллея в Абрамцеве», и эпические произведения, выходящие за рамки конкретного места и времени, передающие природу во всей ее вечной красоте. Такова небольшая работа «Река Воря» — уходящая к горизонту долина, по дну которой в обрамлении пышного ивняка извивается прозрачная речка, кое-где поблескивая отражением голубого неба, дух захватывающие дали, легкие облачка, обещающие добрую погоду.

Реклама

Илья Ефимович Репин писал в Абрамцеве «Проводы новобранца», «Крестный ход в Курской губернии», создал первый эскиз картины «Запорожцы» и много замечательных рисунков и этюдов.

Подолгу жил в Абрамцеве Виктор Михайлович Васнецов. Почти все значительные его произведения в той или иной мере связаны с усадьбой и ее окрестностями. Здесь он работал над «Богатырями», мысль о которых, по словам самого художника, подсказали ему могучие дубы, росшие неподалеку от дома. Поэтичны этюды к «Аленушке» — Ахтырский пруд, сумрачный, словно хранящий печальную тайну, и лезвия белесой осоки, и опушка с юными елочками и березками. Несколько этюдов написаны с крестьянской девочки, послужившей прототипом Аленушки, — ее увидел Васнецов в одной из окрестных деревень.

Реклама

По свидетельству М. В. Нестерова, «Ярилина долина», эскиз Васнецова к «Снегурочке», полный сказочной прелести, настолько увлек В. А. Серова, что он сделал с акварели копию маслом, и она заняла постоянное место в абрамцевском доме. В те счастливые дни там были написаны пейзаж для «Варфоломея», весенние этюды для «Юности преподобного Сергия». В столовой абрамцевского дома Серов написал свой шедевр — «Девочку с персиками».

От Абрамцева неотделимо творчество М. А. Врубеля, где ему, как признавался художник, слышалась та национальная нотка, которую хочется выразить на холсте. С особым вдохновением занимался Врубель майоликой, создавая среди прочих работ скульптурные сюиты по мотивам опер Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко». Они пленяют поэтичностью, сказочностью и одновременно реальностью персонажей, богатством оттенков переливающейся бликами глазури.

Реклама

Увлекшись керамикой, Врубель создал для абрамцевского дома миниатюрную печь-лежанку, камин, большую изразцовую печь. В абрамцевской гончарной мастерской по эскизу художника было сделано для московской гостиницы «Метрополь» огромное майоликовое панно «Принцесса Грез».

В Абрамцеве бывали и работали И. Н. Крамской, В. И. Суриков, А. М. Васнецов, К. А. и С. А. Коровины. Сюда приезжали Ф. И. Шаляпин и К. С. Станиславский. С Абрамцевом связано творчество И. Э. Грабаря и В. И. Мухиной.

Сейчас Абрамцево — историко-художественный музей-заповедник, который близок и дорог нам как творческое наследие людей, горячо и преданно любивших свою родину.

Реклама