Идея создания монумента Петру I возникла еще при его жизни и возрождалась в последующие десятилетия. Неоднократно к образу Петра обращался Карло Растрелли. Он снял маску с лица императора, создал его скульптурный портрет, вылепил фигуру из воска. Произведения Растрелли представляют особую ценность, так как художник лично знал царя. В 1744 году Растрелли закончил конную статую, ставшую итогом его длительной работы. Позднее в Академии наук разрабатывался проект надгробного памятника императору для Петропавловского собора. Над этим проектом размышлял Ломоносов, он намеревался украсить усыпальницу монументальными мозаиками, повествующими о важнейших событиях жизни Петра. Но проекту не суждено было осуществиться.
К началу 60-х годов был накоплен богатый опыт в работе над образом Петра. Людей этой эпохи отделяла от петровского времени значительная историческая дистанция, это создавало дополнительную трудность. Необходим был художник, способный осмыслить личность Петра, создать символический образ переломной петровской эпохи. Такого мастера Россия приобрела в лице французского скульптора Этьена Мориса Фальконе.
Рекомендовал его Дени Дидро, высоко ценивший талант Фальконе. Художник приехал в Петербург в 1766 году и пробыл здесь до 1778 года. 12 лет жизни посвятил скульптор созданию памятника. Закончив его, Фальконе мог с полным правом повторить слова Горация: «Не весь умру». Своим произведением скульптор вписал новую страницу в историю монументального искусства.
Конная статуя — традиционный жанр монументальной скульптуры, существующий со времен античности. Немало таких монументов было создано в Европе в
Прообразом для многих конных монументов
Существенное отличие статуи Фальконе от многих европейских конных памятников — в ее динамизме. Всадник устремлен вперед, в будущее. В этом мощном движении заложен глубокий символический смысл, передана сама петровская эпоха с ее бурными преобразованиями, с открывающимися историческими перспективами. Фигура Петра величественно-спокойна и вместе с тем полна внутренней силы, энергии. Петр уверенно управляет конем: жестом правой, свободно простертой руки он как бы утверждает незыблемость государства.
В его лице должна была сконцентрироваться вся психологическая глубина образа. Здесь оказалось недостаточно знания особенностей внешнего облика царя, необходимо было добиться большего обобщения. С этой нелегкой задачей прекрасно справилась молодая ученица Фальконе Мари Анн Коло, прибывшая в Россию вместе с мастером. Взяв за основу маску Петра, созданную Растрелли, Коло сумела добиться выражения экспрессии, страстности. Художнице удалось создать именно тот образ, что соответствовал характеру монумента, его главной идее. В чертах Петра неукротимая воля сочетается с одухотворенностью.
Фальконе отказался от традиционных аллегорических фигур, которые во многих европейских памятниках дополняли характеристику героя. В силуэт «Медного всадника» он ввел всего лишь одну аллегорию — змею, извивающуюся под копытами коня. Эта деталь важна в раскрытии содержания монумента. Змея здесь олицетворяет людскую зависть и зло, с которыми боролся Петр. Деталь играла и конструктивную роль, объясняемую необычностью композиции монумента. Конь, в яростном порыве оторвавшийся от земли, должен был получить дополнительную точку опоры, обеспечивающую устойчивость скульптуры. Змея и явилась дополнительной опорой. Ее вылепил русский скульптор Федор Гордеев.
Смелая композиция статуи продиктовала Фальконе необходимость по-новому решить и пьедестал. У него возникает мысль сделать постамент в виде монолитной естественной скалы. Всадник, преодолевая подъем, оказывается на ее вершине. Это явилось бы метафорой тех трудностей, которые преодолевал Петр на своем жизненном пути. Однако отыскать цельную скалу огромного размера для пьедестала оказалось задачей трудной. Помог ее решить крестьянин Семен Вишняков, сообщивший, что близ села Лахты находится огромный монолит. В народе его называли «гром-камень», так как он был расколот молнией. По преданию, Петр с высоты этого камня осматривал окрестности Лахты.
Сама природа словно создала этот монолит для постамента. Однако как доставить 1600-тонную гранитную глыбу в Петербург? Решено было подтащить камень к берегу Финского залива и водным путем доставить его к Исаакиевской набережной. Перевозка «гром-камня» по суше потребовала специального устройства. Под монолит были подведены два параллельных деревянных желоба, по ним перекатывались бронзовые шары. Поверх были положены еще желоба, на которых находился монолит. Передвигали камень с помощью канатов и воротов. По сигналу барабанщиков рабочие приводили в движение ворота и подтягивали камень по желобам. 27 марта 1770 года «гром-камень» был доставлен к берегу, теперь ему предстояло путешествие по воде.
Для этого было построено грузовое судно — прам. В память о беспрецедентной эпопее перевозки «гром-камня» была выбита медаль с надписью: «Дерзновению подобно».
Удивительна и история отливки «Медного всадника». Сложность литейных работ состояла в том, что верхняя часть памятника должна быть более облегченной, тогда как нижняя более массивной. Это обеспечивало бы устойчивость скульптуры, имевшей только три точки опоры. Фальконе сам берется за это. Он изучает литературу, делает пробные отливки. Прекрасного помощника Фальконе нашел в лице русского литейщика Емельяна Кайлова. К литью приступили в 1775 году. По недосмотру одного рабочего сгорела верхняя часть формы, и разлившийся расплавленный металл вызвал в мастерской пожар. В этой критической ситуации Кайлов проявил необычайное хладнокровие и самоотверженность. С риском для жизни он продолжал отливку статуи. После повторного литья верхней части монумента обе половины были соединены по шву и прочеканены.
В процессе создания монумента проявился талант многих русских мастеров. Среди них Семен Вишняков, строивший прам для перевозки «гром-камня», кораблестроитель Григорий Корчебников, предложивший конструкцию судна, Емельян Кайлов, взявший на себя литейные работы. Многие простые люди, вложив свой труд в создание памятника, воплотили замысел великого скульптора. Создание памятника Петру I стало крупным событием в общественной и культурной жизни России XVIII века.
Со времени установки памятника прошло 227 лет, но и сейчас, как много десятилетий назад, он продолжает восхищать глубиной творческой мысли, являясь символом города, основанного Петром.