В Каире, на площади перед Национальным университетом, воздвигнут замечательный гранитный памятник. Он называется «пробуждение Египта». На массивном постаменте гордо и уверенно возвышаются две фигуры — сфинкса и женщины. Но это не традиционный сфинкс, лежащий у входа в древний храм среди песков знойной пустыни и хорошо знакомый по фотографиям.
Напрягаясь могучим телом, фантастическое животное с усилием встает на передние лапы. Стоящая рядом с ним египетская крестьянка, облаченная в длинную и свободную одежду, снимает с лица чадру. Ее величественная фигура, монументальная по характеру исполнения, подчеркивает движения сфинкса, его грозную и неукротимую силу. Скульптурная группа образует силуэт, который с предельной пластической ясностью утверждает себя в пространстве площади, величаво рисуясь на фоне синего неба.
«Он разбудил наше искусство после тысячелетнего сна, подобрав резец, выпавший из рук последнего скульптора фараона». Так говорят египтяне о выдающемся соотечественнике Махмуде Мухтаре (1891−1934) — авторе памятника, основоположнике современной арабской пластики, воскресившем лучшие традиции искусства древности. Имя скульптора неотделимо от художественной культуры Египта, всего арабского
Возникнув в начале ХХ века, оно развивалось в русле освободительного движения против английского господства. И как результат — широкий интерес египетской общественности к национальному художественному наследию. Изучая европейских мастеров, первые крупные художники в стране — скульптор Махмуд Мухтар, живописцы Мохаммед Наги, Махмуд Саид, Рагеб Айяд — стремились к правдивому изображению жизни народа. Их творчеству присуща демократическая направленность, стремление изучить все лучшее в отечественном и зарубежном искусстве. Так складывалась и художественная индивидуальность Мухтара. Он сумел решить одну из сложнейших задач — соединить тысячелетние традиции египетской пластики с образами своего времени.
Мухтар учился в каирской Школе изящных искусств, с 1911 года жил в Париже, совершенствуя мастерство под руководством прославленного Родена. Пытливо изучая пластическую манеру великого мастера и активно участвуя в выставках, Мухтар не стал подражать распространенным в те годы в Париже новейшим течениям. Находясь за границей, он всегда при этом помнил о традициях национальной скульптуры. Именно в Париже у него возник замысел скульптурной группы «Пробуждение Египта», завершенной в материале Каире в 1928 году, — подлинного памятника возрождения египетской нации.
Наиболее значительные произведения Мухтара выполнены на родине в конце 1920-х — начале 1930-х годов. В их числе — портреты современников («Саад Заглул», бронза), поэтические образы народного фольклора («Невеста Нила», мрамор), композиции романтического содержания («Исида», известняк; живые жанровые сцены («Отдых», диорит). Но полнее всего талант художника раскрылся в работе над образами крестьян-феллахов, городских ремесленников, кочевников-бедуинов. Мухтар отказался от поверхностного бытовизма, заострив внимание на передаче типических черт. Смог воплотить в пластике черты национального характера — чувство собственного достоинства, внушительное гордое спокойствие.
Мухтар всегда оставался верным жизненной правде — будь то композиция, подчеркнуто выразительная («Слепые нищие», бронза) или поэтичная («Жена шейха», бронза). Одинаково чуждый нагнетанию драматизма сентиментальности, он стремится показать в героях жизнелюбие, упорство, волю, наивную чистоту и свежесть души — черты, из которых складывается достоверный образ его современника. Именно так воспринимаются скульптурный портрет «Шейх племени», мастерски исполненные в бронзе «Девушка» и «Египтянка».
Обостренным чутьем ваятеля, воспитанного на богатейших традициях древней египетской пластики, Мухтар постиг возможности материала. Предпочитая бронзу и мрамор, он великолепно изучил известняк, различные виды гранита, базальт, диорит и другие традиционные для скульптуры материалы.
Произведения Махмуда Мухтара оказали большое воздействие на последующее развитие арабской пластики и, прежде всего, на творчество скульпторов Египта.