Гордиться или не гордиться?...

Реклама

Кто знаком со Святым писанием, мог заметить, что в Библии гордость обычно упоминается в отрицательном смысле. Только в книге Притчей она осуждается несколько раз: «Гордость и высокомерие, и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Притчи 8:13), а в другом стихотворении подчеркивается: «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притчи 16:5). И уже совсем не оставляя никакой надежды гордящимся, стих 18 предупреждает: «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность».

Гордость может выражаться в хвастовстве, пренебрежительном или надменном отношении к другим. Самомнение может мешать человеку принимать исправительные советы, признавать собственные ошибки и извиняться, изменять свою точку зрения, опасаясь за свой престиж, или может способствовать склонности чрезмерно обижаться на чьи-то слова или поступки. (Словарь Библейского богословия).

Реклама

История знает много примеров, когда гордость небольшой группы людей или некоторых правителей в отношении других народов приводила к бесчисленным войнам и кровопролитию.

Гордостью были искушены и некоторые небожители. Легенда гласит, что даже Ангел Света воспротивился воле Отца Небесного, став, таким образом, Сатаной (Семантическое значение слова Сатана — «противник», «враг» или «обвинитель»).
Библейские патриархи всегда предостерегали людей от гордости: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил, мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор» (Иезекииль 28:17).

Как видим, в Библии нет особого выражения для обозначения гордости в положительном смысле, но в некоторых христианских энциклопедиях можно встретить толкование гордости, где говорится, что характерные черты этого качества базируются на двух моральных состояниях: «Одно из них всегда благородно и переводится греческим словом παρρησία, родственным понятию свобода…

Реклама

Другое состояние близко чувству доверия и представляет собою как бы его излучение; греки обозначают его словом хαύχησις, что значит «хвалиться чем-нибудь», опираться на что-либо, дабы иметь уверенную осанку — для полного осуществления своего существования перед самим собой, перед другими, перед Самим Богом; этот род гордости может быть благородным или тщетным в зависимости от того, опирается ли она на Бога или на человека".

Павел, например, говорит, что мы «хвалимся надеждою славы Божией» (Римлянам 5:2). И призывает нас: «Хвалящийся хвались о Господе» (2 Коринфянам 10:17). Это означает, что мы должны гордиться Отцом Небесным и Его творением.
Так считает церковь, и ее догмат о гордости кажется нерушимым: вот уже много веков священники твердят, что из семи смертных грехов гордость — самый страшный.

Реклама

Но в наше время многие люди считают, что такая точка зрения, как минимум, безнадежно устарела, и в XXI веке гордость считается уже не грехом, а достоинством.

Пропагандист новой фундаментальной науки «Организмика» академик А. Тюняев в своей работе «Гордыня — не грех» пишет: «Возведенная христианами в грех гордыня по сути своей не является грехом, поскольку гордость (гордыня) является ничем иным, как осознанием человеком своей значимости, чувством собственного достоинства.
А это ведет к его духовному росту, к целеустремленности, к желанию развиваться, преумножать свои знания, духовно расти, быть оцененным по заслугам.

Убивая в себе гордость (гордыню), человек превращается в покорного скота, готового терпеть унижения, притеснения, неудобства, насилие — это уже и есть грех. А доведение до этого греха — путем обмана, мол, надо смириться. Надо терпеть, надо унять свою гордыню, — это ложь, тяжкий грех".

Реклама

Так, в современном мире сейчас существуют две взаимно исключающие точки зрения по поводу гордости. Точка зрения христианских теологов в этом вопросе нам уже известна. А вот некоторые постулаты академика Тюняева:

— Гордись тем, что ты — это Ты!
Только осознавая свою исключительность и свою значимость человек может быть свободен духовно и чист внутренне…

— Отсутствие Гордости ведет к греху Зависти.
Видно, что христианство, убивая гордость (гордыню) в человеке, ведет его к совершению греха, ибо униженный завидует свободному, ибо униженный желает отомстить за испытанное насилие,. Христианство взращивает в человеке дьявола, культивирует в человеке ад.
— Не уважающий себя ничтожен перед Богом. Богу нужен каждый человек, а не стадо смиренное.

Реклама

Цените себя, уважайте себя! Ибо никто кроме вас не позаботится о вас ни в этом мире, ни после вашей смерти. Каждый должен отвечать за свою жизнь сам, не надеяться, что за него его жизнь будет делать кто-то другой — у того своя жизнь, а у Бога — божья задача, не равная решению твоих житейских проблем…

— Если ты устремлен вверх — ты можешь это сделать; если ты камень на шее Бога — Он обрубит связь, тяготящую его. («Гордыня — не грех» А.А. Тюняев).

Аргументы академика Тюняева выглядят довольно-таки убедительно, и теологам будет непросто их опровергнуть. Да и у многих людей могут возникнуть вопросы: «А разве нельзя гордиться личными достижениями?». «Ведь нас учили гордиться Родиной, успехами в труде и учебе… Разве это плохо?». Ведь приятно же почувствовать радость от успехов близких и родных людей.

Реклама

А. Тюняев в этом вопросе не открыл Америку, он просто интерпретировал, все самое положительное, что есть в проявлении человеческой гордости, что приносит ему радость и удовлетворение.

Ясно одно, что самомнение, надменность и хвастовство своими достижениями или достижениями других людей не украшают человека.
Пророк Иеремия высказал прекрасный принцип, которого следует придерживаться: «Но кто хочет похвалиться, хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я Господь, действующий милостью, правосудно и верно на земле» (Иеремия 9:23).

Главное научиться отличать уместную гордость от неуместной. Выбирает каждый сам, но и сам пожинает плоды своих поступков.

Реклама