С юга на север республики несет свои воды одна из главных рек Сибири — Енисей. Ионесси — так звучит это название на одном из местных диалектов. В горах Енисей очень стремителен, поэтому в узком каменном коридоре (Карловском створе) и была возведена Саяно-Шушенская ГЭС — крупнейший на сегодня в России энергетический комплекс.
На территории Хакасии расположилась суровая тайга со своей суровой красотой. Поэтому в тайгу ходят люди подготовленные и знающие ее так же, как знают таксисты все улицы родного города. Настоящими таежниками называют охотников. Они могут умело переправить любого через быстрые ледяные горные реки, они умеют разводить костры из сырых дров и при сильном ветре, даже ходят по тайге они тихо и бесшумно, чтобы ни одна веточка под ногой не хрустнула.
Просторы Хакасии — настоящая археологическая Мекка. Здесь насчитывается около 30 тысяч знаков древней культуры, найдены памятники культуры разных веков — медного, бронзового, железного. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, хранится Знаменский золотой клад I века до нашей эры, который состоит из золотых украшений работы древних ювелиров и других изделий.
Однако не только этим знаменита красивая, добрая и приветливая Хакасия. Именно здесь живет знаменитая отшельница современной России — Агафья Карповна Лыкова.
Староверы Лыковы долго жили в отшельничестве. Еще в 30-х годах они проживали со своими единоверцами на таежной заимке, но позднее из-за междоусобиц семья Лыковых обособилась. И все же тогда они жили «не тайно» — их избу можно было найти на картах. Но в 45-м году в тех местах появился патруль, искавший дезертиров, который насторожил их. Тогда Лыковы поспешно снялись и аж на 30 лет спрятались от мирского глаза в горах. Не имея контактов с внешним миром, семья жила по законам своей веры. Тело они укрепляли лесными ягодами, здоровой пищей и нелегкой работой, а дух — молитвами.
Семья Лыковых занималась земледелием, рыболовством и охотой. Рыбу солили, заготавливали на зиму, в домашних условиях добывали рыбий жир. Что касается охоты, то верой им позволялось охотиться только на животных с копытами, так как звери с когтями олицетворяют нечистую силу. Братья могли вдвоем загнать марала. Это была основная белковая пища Лыковых, охотились они с помощью ям размером 3x3x3. Однако больший интерес представляла охота на оленя, которого братья просто загоняли до изнеможения, а когда он падал без сил — убивали ножом. Согласитесь, интересный метод.
И только в 1978 году совершенно случайно в глухой таежной глуши группа геологов наткнулась на проживавшую в избушке семью, словно попавшую в XX век прямиком из века XVII. Люди смотрели друг на друга ошарашено, все равно как на пришельцев с другой планеты. Но потом пришло доверие, симпатия и сотрудничество. И все же первые контакты Лыковых с людьми не принесли ничего хорошего. Как объясняют специалисты, встречи с цивилизацией вызвали у таежных жителей настоящий стресс, который в свою очередь ослабил их защитные реакции, иммунную систему.
В общем, два сына, Савин и Дмитрий, а потом и дочь Наталья умерли почти разом, один за другим. В 1982 году была серия статей журналистов, прославившая семью Лыковых на весь мир. Люди с умилением читали о том, как таежные отшельники познавали современную цивилизацию. Глава семьи Карп Лыков о целлофановом мешке говорил так: «Надо же, стекло, а мнется…» Или то, как он впервые смотрел телевизор. Тогда на это зрелище сбежалось половина геологической базы — человек из XVII века перед голубым экраном…
Теперь из той большой семьи — отец Карп Осипович, мать Акулина, два сына, Дмитрий и Савин, и две дочери Наталья и Агафья — осталась только самая младшая, Агафья. Но, оставшись одна, она живет той же жизнью: занимается рыболовством, земледелием, ну, разве что охотой не промышляет. Кроме того Агафья Карповна кое-что узнала из мирской жизни. Она по надобности летала на вертолете, дважды ездила по железной дороге повидать дальних родственников, даже лечилась в городской больнице. Она смело пользуется доселе неизвестными ей измерительными приборами (термометр, часы).
Каждый новый день Агафья встречает молитвой и каждый день с ней отходит ко сну. Но реалии жизни большую часть времени заставляют трудиться буквально до седьмого пота. Урожай с огорода носит на плечах, а для 60-летней старушки это почти непосильная работа. Родственники часто ее уговаривают перебраться к ним в город, но старушка Агафья всегда отказывается, она не хочет уходить из тайги, в которой прожила всю свою жизнь.
Лыковы, живя в единении с природой, сохранили свою духовность. И может быть современный цивилизованный человек даже не способен подняться до уровня миропонимания, духовного сознания бытия Лыковых.
В век научно-технических открытий всё чаще встает проблема утраты духовности людьми. Примером же для подражания сохранения здоровых начал, веры, трудолюбия, взаимоуважения и почитания старших, могут стать люди, преодолевшие огромные трудности и все же сохранившие человеческие качества. Такими людьми были члены семьи Лыковых, такой является единственный ее оставшийся представитель Агафья Карповна Лыкова — одинокий Робинзон — отшельник и дитя тайги.