В 1937-м погиб немецкий пассажирский дирижабль «Гинденбург» — чудо техники того времени. В 1968-м в Латинском квартале Парижа были воздвигнуты баррикады имени «революции повседневной жизни»: 20 тыс. безоружных французов, по большей части студентов, противостояли 6 тысячам полицейских.
Но день этот подарил миру и другие события. В 1856-м родился Зигмунд Фрейд, например. И первый космический турист Деннис Тито возвратился из заоблачного вояжа как раз 6 мая 2001 года.
А в христианском календаре этот день знаменует почитание Георгия Победоносца. Великомученик Георгий, достославный воин, родившийся у подножия Ливанских гор, в городе Бейруте, совершил головокружительную карьеру и стал любимцем императора Диоклетиана, одного из самых жестоких гонителей христиан.
В знак протеста против совершаемых правителем действий он раздал свое имущество бедным, отпустил на волю принадлежавших ему рабов, явился к Диоклетиану и публично обвинил того в произволе. Знатного военачальника сначала уговаривали отречься от произнесенных слов, а потом подвергли неимоверным пыткам: били воловьими жилами, заставляли бежать в сапогах, с острыми гвоздями внутри — и это были не самые страшные муки, которые довелось испытать святому. В конце концов непреклонному христианину отрубили голову. Это случилось в 303 году от Рождества Христова.
Подвиг Георгия, победившего змея, относится к его посмертным деяниям. По преданию, змею, жившему в озере, местные жители приносили в жертву подросших детей. Однажды жребий пал на дочь правителя, добродетельную христианку, и когда зверь стал приближаться к привязанной на берегу девушке, откуда ни возьмись, появился всадник на белом коне и спас ее.
Дальнейшие события в разных версиях расходятся. Судя по наиболее архаичным вариантам, красной девице либо была поручена казнь чудовища, либо она решила его судьбу по-иному, отведя к родителю для устрашения подданных государя (отсюда и изображение на старинных иконах змея с веревкой на шее, конец которой — в руках царевны).
На Руси Георгий Победоносец — один из самых почитаемых святых. И прозвищ ему дано в народе множество. То, что 6 мая называют Егорием Вешним и Теплым — понятно. Храбрым — тоже. Но, кроме того, именуют Скотопасом, поскольку первый выгон домашнего скота на пастбище приурочивался к этому дню, который считался праздником пастухов.
И обставлялось действо торжественно. Споначалу надо было похлестать скотинушку вербой, срезанной в Вербное воскресенье и освященной в церкви. Потом в поле выносили стол, ставили на него икону и совершали молебен. И обращались: «Святой Егорий-батюшка, сдаем тебе на руки всю скотинку и просим тебя: сохрани ее от зверя лютого, от человека лихого!». Да еще клали на землю под ворота замок с ключом, «чтобы пасть звериная была так крепко заперта, как запирается замок на ключ!» А пастухов одаривали, кормили мирской яичницей и… окачивали водой, что все лето дрема не мучила.
Говаривали так: «Гони животину на Юрьеву росу»; «На Юрья роса — будут добрые проса»; «На Юрья роса — не надо коням овса». Роса именно этого дня признавалась особой, имеющей силу защитить от сглаза и от семи недугов. По ней полагалось кататься для укрепления здоровья.
А вот почему день Егория прозвали «ленивой сохой», знаете? Накануне его не разрешалось работать, «чтобы волк овец не поел». А еще называли Егория Шерстяным, поскольку «что у волка в зубах, то Егорий дал». Считалось также, что «Егорий землю отмыкает», — мол, можно сеять.
Прилета ласточек ждали к 6 мая, да к птичьим голосам прислушивались. По народным поверьям, если кукушка кукует до Егория — это знак будущего неурожая и падежа скота; если довелось услышать кукушку прежде соловьиных трелей — беда: «прокукуешь» лето. Но не только грустные приметы имелись на сей счет. Вот, например: как услышишь первый раз кукушку, схватись за кошелек и погреми монетами, тогда весь год деньги будут водиться.
Понятно, что не всем доведется воспользоваться этим поверьем. Зато можно заручиться благоволением судьбы другим способом: как-то особо уважив домашних животных. Ведь Егорий (как прежде него Велес) — их покровитель.