Слово «лаг» на иврите записывается двумя буквами — «ламед» и «гимел». Они соответствуют числовым значениям «тридцать» и «три». Иначе говоря, «лаг» означает число 33. Слово «омер», присоединенное с помощью предлога «ба», в переводе означает «сноп», а еще так называлась древняя мера объема зерна (около 2,5 л). На второй день Песаха (еврейской Пасхи) полагалось приносить омер ячменя в Иерусалимский Храм, после чего начинался отсчет «дней омера». Всего их 49 — столько, сколько прошло с момента Исхода евреев из Египта до получения Торы — дара мудрости от Всевышнего. В честь первого события отмечается
Некоторые источники соотносят дату с историческими хрониками: она принесла израильтянам долгожданную победу в восстании против римлян. Евреи неоднократно пытались оказывать сопротивление оккупантам, но терпели сокрушительные поражения. Лишь после того, как их ополчение возглавил Бар-Кохба, они сумели нанести неприятелю мощный удар.
Впоследствии в этот же день скончался основоположник мистического иудаизма рабби Шимон бар Иохай (сокращенно — Рашби). Он завещал не оплакивать его, а веселиться в день его смерти, как на свадьбе. Когда он испустил дух, то из тела вырвался столб огня. Отсюда пошла традиция зажигать во время праздника Лаг ба-Омер костры. Исследователь еврейской культуры
Самого Рашби предположительно похоронили на горе Мирон, неподалеку от города Цфат. Евреи-хасиды и те, кто изучает Каббалу, обязательно посещают его могилу и привозят сюда трехлетних мальчиков. В таком возрасте им впервые стригут волосы. Ритуал происходит прямо у могилы Рашби и называется «халаке» (или «халака»). Малышам аккуратно подрезают длинные локоны, оставляя только «пеот» — пряди на висках (нам это слово больше знакомо как «пейсы»). Еще никому не возбраняется от души насытиться сладкими плодами стручкового дерева, которые служили единственной пищей для Рашби и его сына Элиазара, пока они прятались в пещере от преследовавших их римлян. Просидеть под мрачными сводами им пришлось немало — целых тринадцать лет.
Во многих странах, где проживают потомки народа израилева, в праздник Лаг ба-Омер проводятся детские парады — тенденция, между прочим, относительно новая, введенная уже в ХХ веке. Ее вдохновителем стал Менахем-Мендл Шнеерсон, Любавичский ребе. Обычай устраивать детские торжественные шествия быстро подхватили его соплеменники во всем мире. В Москве первый приуроченный к Лаг ба-Омеру парад детей прошел 6 мая 2007 года по инициативе главного раввина России Берла Лазара. Многочисленные колонны юных евреев, гордо шагающие по улицам, символизируют единство народа.
Неотъемлемый элемент программы праздника — подростковые соревнования по стрельбе из лука. Одни утверждают, что стрельбища — дань памяти повстанцев и их предводителю Бар-Кохбе. Другие — что они связаны с пророчествами о радуге. В качестве пояснения опять процитирую Валерия Болотова:
Еврейские общины, в том числе и российские, все чаще включают в торжества по случаю Лаг ба-Омера коллективные выезды на шашлыки. Готовят их, в основном, из баранины и индюшатины, какого-то специального праздничного рецепта не существует, в ход идут все достижения мировой шашлычной практики.
А еще в этот день во многих современных израильских вузах отмечают молодежный праздник — День студента. В стране семь университетов, где получает высшее образование более 105 тысяч молодых людей. Интересно, что самыми «густонаселенными» в израильских вузах оказались факультеты гуманитарных и общественных наук (здесь проходят обучение 30 и 32 процента от общего числа студентов соответственно). А самая «непопулярная» сфера — сельское хозяйство (всего 1%).