Литература Барокко
Основой литературы барокко является кризисное миропонимание, сформировавшееся на исходе Эпохи Возрождения. В искусстве барокко господствуют драматизм и трагизм. Для литературы барокко характерна усложнённая композиция, экспрессивность, театральность, пышность, столкновение фантастики и реальности в сюжетах. Выдающимися представителями барокко в литературе считаются Ганс Якоб Кристоффель фон Гриммельсгаузен, немецкий писатель, автор плутовского романа «Похождения Симплициссимуса», и Педро Кальдерон, испанский драматург, автор пьесы
Литература Классицизма
Главной идеей Классицизма в литературе было представление о том, что всякое литературное произведение должно иметь чёткую логическую структуру, соответствовать жанровому канону и прямо выражать основную мысль. Основным критерием красоты становится разум.
Литература Классицизма опирается на два философских учения: рационализм и сенсуализм.
Рационализм в литературе Классицизма
Основоположником рационализма в философии является Рене Декарт, его тезис «Я мыслю, следовательно, существую» стал выражением универсального метода познания окружающей действительности, ставящего логику и разум на первое место. Представителями этого направления в литературе являются французские драматурги
Преемником Корнеля становится Жан Расин, автор пьесы «Федра»
Сенсуализм в литературе Классицизма
Основоположником сенсуализма в философии является Пьер Гассенди, он предложил каждое показание разума проверять чувствами, ощущениями, что отразилось и в литературе. К этому периоду относится творчество Жана Лафонтена, Жана Батиста Мольера. Жан Лафонтен — знаменитый французский баснописец, многие басни которого были впоследствии переложены
Жан Батист Мольер — знаменитый автор комедий, таких как «Тартюф, или Обманщик», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Школа жён», «
XVII век в литературе был своеобразной «передышкой» между гуманистическими идеями Возрождения и последующей Эпохой Просвещения. Несмотря на существование литературы барокко, главным направлением в литературе все же оставался классицизм. Он характеризует XVII век как век господства разума, оставивший нам в наследство строгость форм, возвышенный стиль повествования, стройность и логичность сюжета, чёткость и лаконичность.