На протяжении всей истории Хорезма шла борьба человека с пустыней. Оружием его в этой борьбе была вода. С ее приходом зарастали и останавливали свое грозное движение песчаные холмы — барханы, создавались плодородные почвы, ветер умерял свою силу, лучи солнца становились не гибельными, а животворными. В Кызылкуме и Каракумах почти не бывает дождей, здесь нет сети рек, которые могли бы напоить землю, одна могучая Амударья стремительно мчит свои воды в Аральское море.
В давние времена река во время разливов заполняла большую территорию, образовывая на ней озера, протоки и гнилые болота. На эти озера около пяти тысяч лет назад пришли первые обитатели Хорезма. Они строили из бревен и тростника огромные шалаши. Такое жилище было выше двухэтажного дома, и обитало в нем более ста человек, связанных между собой родством.
Эти люди еще не знали металла: топоры, наконечники стрел и копий они искусно делали из камня. С таким оружием охотились на уток и гусей, на кабанов и оленей, приходивших на водопой. В заводях и озерах ловили много рыбы. В поисках постоянных и обильных источников пропитания люди стали собирать дикие съедобные растения, разводить стада коров и овец, а затем научились сеять злаки в ил, оставшийся поле разлива. Но иногда протоки мелели, и вода не доходила до маленьких полей. Хорезмийцам приходилось углублять и удлинять протоки, чтобы подтянуть воду к своим посевам. Так было положено начало искусственному орошению, началась борьба человека с пустыней. К этому времени хорезмийцы уже умели изготавливать различные орудия из меди и бронзы.
Шли века. Все многочисленнее становились стада, увеличивались площади полей. Появились железные орудия, более удобные и прочные, чем каменные и даже бронзовые. Человек мог теперь вырабатывать больше, чем необходимо было для его собственного пропитания. Стало выгодно держать рабов, которых хорезмийцы захватывали, воюя с соседними племенами. Возникло Хорезмское рабовладельческое государство. Уже в ранний период его существования хорезмийцы отвоевали у пустыни много земель.
Археологическая экспедиция под руководством академика Толстова в начале ХХ века изучала древние каналы Хорезма. Проникнув глубоко в пустыню Каракумы, экспедиция открыла на каменистой возвышенности городище Кюзели-Гыр, существовавшее около двух с половиной тысяч лет назад. К нему подходил огромный канал. Крепостные стены с башнями окружал глубокий ров. Население жило в коридорах внутри крепостных стен и в помещениях, примыкающих к стенам. Остальная площадь городища была почти не застроена. Сюда загоняли скот в случае опасности. Но главной драгоценностью оказались остатки дворцового архива — около ста древних документов, написанных на коже и деревянных дощечках. На некоторых из них указан год составления. Как была ценна вода в то время, археологи тоже узнали из архивов, сохранивших записи постройки каналов. Были также указаны меры отпуска воды в различные поселения.
Жизнь во дворце прекратилась в начале IV века нашей эры, когда царь Африг построил новую столицу. В Хорезме наступило время бурных потрясений, связанных, главным образом, с борьбой рабов против рабовладельцев. Постепенно Хорезмское государство пришло в упадок, опустели города, пересохли многие каналы. Жизнь сосредоточилась теперь лишь в замках воинов-феодалов. В начале VIII века Хорезм был завоеван арабами.
В Х-ХI веках вновь расцветает Хорезмское, уже феодальное государство. Появляются новые города, развиваются ремесла и торговля. Строятся каналы протяженностью в несколько километров. Почти во все поселения приходит вода. Высокого уровня достигает наука. Хорезмийцем был крупнейший ученый средневековья Бируни аль Хорезми. В Хорезме работал Ибн-Сина Абу Али (Авиценна), оказавший огромное влияние на развитие мировой науки — философии и медицины.
В начале XIII века государство царей Хорезма простиралось от Каспия до Персидского залива, от Кавказа до Гиндукуша. Но эта огромная держава рухнула под страшными ударами войск монгольского завоевателя Чингисхана. Затем Хорезм был еще раз жестоко разгромлен Тимуром. Были засыпаны каналы, построенные усилиями многих поколений. Великолепные постройки превратились с развалины, цветущие земли — в пустыни.
Лишь через два столетия Хорезм начал потихоньку оживать: вновь стали строиться каналы, возобновилась борьба с песками. В Средней Азии испокон веков существует поговорка: «Если есть вода, то посади в землю палку — и она покроется цветами». Здесь умеют ценить воду. Вода здесь — синоним Жизни, и это доказано веками.