Какие кони прославили скульптора Петра Клодта?

Реклама
Грандмастер
Нет Петербурга без клодтовских коней!

«Академия не подготовляла художника с юности; его не окружала днем и ночью Зевсы и Абадонны; его предмет не из древности, его предмет простой и самый обыкновенный. Предметом его любви и изучения были не Аполлоны, не Венеры и Антинои, а простая лошадь», — так писали в середине XIX века о прославленном петербургском скульпторе и литейщике Петре Клодте.

Сын боевого генерала Отечественной войны 1812 года Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург родился в Петербурге 24 мая 1805 года. Семья была большая — 6 сыновей и 2 дочери. Юность Петр провел в Омске, куда семья переехала в 1814 году в связи с назначением на новую службу главы семейства. После смерти отца в 1822 году семья вернулась в Петербург и юноша поступил в Артиллерийское училище.

Реклама

Тогда же и развилась в бароне Петре Клодте та страсть к лепке, резьбе и, преимущественно, к изучению лошади, которые и заставили его в 23 года решительно оставить службу и серьезно заняться скульптурой. Что и неудивительно, так как род Клодтов в своей династии имел 18 художников разных жанров.

Реклама

Петр Клодт так и не получил художественного образования. Он был лишь вольнослушателем Петербургской академии художеств. Главным его учителем была натура, любимый предмет, и лошадь, которую он рисовал при каждой малейшей возможности, стараясь везде и всюду наблюдать и изучать ее строение, повадки, движения. Именно изображения лошади и принесли ему раннее признание и славу.

Неожиданно для себя он оказался профессором скульптуры, избранным в «назначенные академики». Впоследствии Петр Клодт стал членом Берлинской, Парижской и Римской академий художеств.

Самые знаменитые его произведения — «Укротители коней» — четыре бронзовые группы на береговых устоях Аничкова моста в Санкт-Петербурге, один из символов и

Реклама
достопримечательностей этого города. Как только были поставлены первые две группы, они сразу понравились, их стали копировать для украшения садов и дворцовых зданий в пригородах Петербурга. Отлитые из чугуна, стоят они и в подмосковных Кузьминках, бывшей усадьбе князей Голицыных. Авторские отливки бронзовых групп почти полтора века назад раздаривал Николай I — так клодтовские кони появились в Берлине и Неаполе.

Реклама

Почти 20 лет работал Петр Клодт над этим ансамблем, одним из лучших в отечественной скульптуре. Сюжет, где водничий (так называли укротителей коней) покоряет стремительный бег дикого животного, разработан мастером в четырех стадиях развития.

В первой группе обнаженный атлет еще сдерживает коня, в следующей драматизм нарастает — могучим движением водничий осаживает его, вставшего на дыбы. В третьей группе — в яростной, достигшей предела схватке водничий повержен на землю. И в последней композиции неимоверными усилиями, припав на одно колено и захватив обеими руками корду, человек все-таки сумел покорить животное.

Реклама

Наблюдаемые реальные сцены поэтизируются мастером, превращаются в символ борьбы человека и стихии, символ победы человека. Петру Клодту удалось великолепно передать движение. Его мощная пластика с прекрасной проработкой деталей создает четко очерченные силуэты, которые видны издалека, с берегов Фонтанки и Невского проспекта. Передача напряженного динамизма сочетается с устойчивостью. Группы воспринимаются собранными воедино и как бы неразрывно связанными с архитектурой моста и общей панорамой проспекта.

Реклама

Петр Карлович сам отливал фигуры — цельными, не по частям. Основы литейного дела он постиг еще в период службы в артиллерийских войсках. Позже умение и навыки совершенствовал под руководством крупнейшего мастера художественного литья Василия Екимова, после смерти которого возглавлял Литейный двор.

…Идут и идут люди по Аничкову мосту. Встречают и провожают их бронзовые кони, которых «лепил и отливал Клодт», как гласит скромная надпись на плитах у этих драматических групп, прославивших на века скульптора-литейщика Петра Карловича Клодта.

Реклама