Сын боевого генерала Отечественной войны 1812 года Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург родился в Петербурге 24 мая 1805 года. Семья была большая — 6 сыновей и 2 дочери. Юность Петр провел в Омске, куда семья переехала в 1814 году в связи с назначением на новую службу главы семейства. После смерти отца в 1822 году семья вернулась в Петербург и юноша поступил в Артиллерийское училище.
Тогда же и развилась в бароне Петре Клодте та страсть к лепке, резьбе и, преимущественно, к изучению лошади, которые и заставили его в 23 года решительно оставить службу и серьезно заняться скульптурой. Что и неудивительно, так как род Клодтов в своей династии имел 18 художников разных жанров.
Петр Клодт так и не получил художественного образования. Он был лишь вольнослушателем Петербургской академии художеств. Главным его учителем была натура, любимый предмет, и лошадь, которую он рисовал при каждой малейшей возможности, стараясь везде и всюду наблюдать и изучать ее строение, повадки, движения. Именно изображения лошади и принесли ему раннее признание и славу.
Неожиданно для себя он оказался профессором скульптуры, избранным в «назначенные академики». Впоследствии Петр Клодт стал членом Берлинской, Парижской и Римской академий художеств.
Самые знаменитые его произведения — «Укротители коней» — четыре бронзовые группы на береговых устоях Аничкова моста в Санкт-Петербурге, один из символов и
Почти 20 лет работал Петр Клодт над этим ансамблем, одним из лучших в отечественной скульптуре. Сюжет, где водничий (так называли укротителей коней) покоряет стремительный бег дикого животного, разработан мастером в четырех стадиях развития.
В первой группе обнаженный атлет еще сдерживает коня, в следующей драматизм нарастает — могучим движением водничий осаживает его, вставшего на дыбы. В третьей группе — в яростной, достигшей предела схватке водничий повержен на землю. И в последней композиции неимоверными усилиями, припав на одно колено и захватив обеими руками корду, человек все-таки сумел покорить животное.
Наблюдаемые реальные сцены поэтизируются мастером, превращаются в символ борьбы человека и стихии, символ победы человека. Петру Клодту удалось великолепно передать движение. Его мощная пластика с прекрасной проработкой деталей создает четко очерченные силуэты, которые видны издалека, с берегов Фонтанки и Невского проспекта. Передача напряженного динамизма сочетается с устойчивостью. Группы воспринимаются собранными воедино и как бы неразрывно связанными с архитектурой моста и общей панорамой проспекта.
Петр Карлович сам отливал фигуры — цельными, не по частям. Основы литейного дела он постиг еще в период службы в артиллерийских войсках. Позже умение и навыки совершенствовал под руководством крупнейшего мастера художественного литья Василия Екимова, после смерти которого возглавлял Литейный двор.
…Идут и идут люди по Аничкову мосту. Встречают и провожают их бронзовые кони, которых «лепил и отливал Клодт», как гласит скромная надпись на плитах у этих драматических групп, прославивших на века скульптора-литейщика Петра Карловича Клодта.