В Свято-Троицкий собор вход свободен и доступен для всех, я люблю ходить туда на службы, за святой водой, к моему дому он ближе других храмов. На территории Лавры очень красиво, много цветников, есть монастырское кафе, пекарня, где выпекают и продают вкуснейший хлеб, магазины с церковными принадлежностями. До 90-х годов ХХ века большая часть Лавры находилась в ведении Музея городской скульптуры, часть её по-прежнему является музейной. Так, Музею городской скульптуры принадлежат
Санкт-Петербург начинался со строительства Петропавловской крепости на небольшом Заячьем острове, длина которого 750, а ширина 400 метров, там где Нева разделяется на три рукава — Большую Неву, Малую Неву и Большую Невку. И часто знакомство с городом на Неве начинается именно отсюда. Крепость, в проектировании которой принимал участие сам Петр I, повторяет естественные очертания берегов Заячьего острова и имеет форму вытянутого шестиугольника с выступающими по углам крепостными бастионами. Бастионы имеют имена — Государев, в честь самого царя и его сподвижников, которые наблюдали за строительством: Меншикова, Трубецкого, Головкина, Зотова, Нарышкина. Именно с Нарышкина бастиона ежедневно в полдень производится выстрел сигнальной пушки
Но нас интересует её главный храм — Петропавловский собор. Строительство его началось почти одновременно с началом возведения крепости. Полное название первого и старейшего храма Петербурга — собор во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла, который мы чаще называем Петропавловским собором. Первый деревянный храм, заложенный 29 июня 1703 года, и освященный 1 апреля 1704 года, прослужил 30 лет. Каменный храм, стоящий поныне, начали возводить в 1712 году, строили 21 год, а освящен он в 1733 году, при Анне Иоановне. Собор построен по проекту архитектора Доменико Трезини. Сам собор относительно небольшой, но его трёхъярусная колокольня, с устремленным ввысь золочёным шпилем высотой 122,5 метра, с фигурой летящего ангела, давно стала символом Петербурга. Сравнительно недавно, несколько лет назад, фигура ангела, высотой 3,2 метра и с размахом крыльев 3,8 метра, при помощи альпинистов была отреставрирована.
Петропавловский собор является усыпальницей русских императоров, начиная от Петра I и до Николая II с семьей, останки которых 7 июня 1998 года были захоронены в Екатерининском приделе, в юго-западной части собора. С 1990 года в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 — богослужения, с Рождества 2008 года идут регулярные службы. Но? поскольку собор является частью музейного комплекса, чтобы побывать внутри и посмотреть императорскую усыпальницу, надо приобретать билет. В конце 90-х годов ХХ века на колокольне собора был установлен карильон, и теперь по праздничным и воскресным дням там проходят концерты колокольной музыки.
Еще один прекрасный храм-музей находится вверх по течению Невы, рядом с комплексом правительственных зданий Смольного, на площади Растрелли. Это Смольный Воскресенский собор. В юности мне повезло, два года я жила в общежитии на ул. Смольного, в трех минутах от собора — изумительного по своей красоте сооружения, созданного по проекту талантливейшего архитектора Франческо Бартоломео Растрелли (в России его часто называли Варфоломеем Варфоломеевичем). Хотя собор тогда использовался как склад, а в примыкающих к нему монастырских постройках были какие-то учреждения, ничто не мешало нам в свободное время гулять и любоваться его внешним обликом. На мой взгляд, собор — один из самых красивых в Петербурге.
Смольный собор строился дольше всех зданий в Петербурге, целых 87 лет. Строительство началось в 1748 году, когда императрица Елизавета Петровна задумала построить здесь монастырь с приютом для бедных осиротевших девиц, и планировала туда же уйти на покой в старости. Храм был заложен как соборная монастырская церковь. Во второй половине XVIII века по различным причинам работы были приостановлены. Над завершением строительства и оформлением интерьера собора работал архитектор
20 июля 1835 года Смольный собор был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова. Он выполнен в стиле пышного барокко, для которого характерны многочисленные наличники с головками ангелочков, белокаменная лепка с позолотой, изящные главки церквей и башен. Сочетание голубого и светло-серого тонов с легкой позолотой лепных деталей напоминает церковь Екатерининского дворца в Царском селе, которая также строилась по проекту
Церковный зал собора, вмещавший до 6000 человек, был отделан мрамором, там было три великолепных иконостаса. Перед алтарем установлена балюстрада из граненого хрусталя. Но революция 1917 года нанесла собору непоправимый ущерб. В 1923 году храм был закрыт и больше службы в нем не возобновлялись. Все ценности из него были вывезены, переданы в музеи. В соборе долгое время был склад, в 1974 году там открыли филиал Музея истории Ленинграда.
Смольный собор несколько удален от центра Петербурга, и даже не все экскурсии подъезжают к нему, но он стоит того, чтобы его увидеть и — уже никогда не забыть. Собор замыкает собой Суворовский проспект, доехать к нему можно от Московского вокзала троллейбусами и автобусами.