До революции 1917 года здесь было около пятисот освященных храмов, считая домовые церкви. Многие из них в советское время были разрушены и утрачены безвозвратно. Например, Знаменский храм, который был как раз напротив Московского вокзала и встречал всех приезжавших в столицу Российской империи. Сейчас на его месте — станция метро «Площадь восстания». Или собор Святых страстотерпцев Бориса и Глеба
В настоящее время, если верить адресному справочнику Санкт-Петербурга, в Северной столице насчитывается более 200 храмов, с учетом подворий монастырей и домовых церквей (т.е. при больницах и других общественных учреждениях), а также костелов, кирх, мечетей, синагог. Конечно, больше всего православных храмов. И идет очень интенсивное строительство новых церквей и часовен в каждом районе города, потому что тяга к религии у народа в последнее время сильно возросла.
В нашем городе есть просто Храмы, чтимые и церковью и прихожанами, куда вход свободный для всех желающих. И есть храмы-музеи, те, что в то или иное время ХХ века были музеями и до сих пор сохраняют музейные функции, и куда, чтоб войти, надо приобрести билеты, порой довольно дорогие.
Храмы-музеи
Храмы-музеи Санкт-Петербурга у всех на слуху — информации более чем достаточно и в путеводителях, и в Интернете. Расскажу о них вкратце, для тех, кто не бывал в Петербурге и собирается поехать туда.
Самым большим православным храмом Санкт-Петербурга, который не обходит стороной ни один турист, является Исаакиевский Собор — воздвигнутый во имя преподобного Исаакия Далматского по проекту архитектора
Собор имеет богатейшее внутреннее убранство. В его отделке использовалось более двадцати видов камня, среди которых малахит, мрамор, лазурит и порфир, а также золоченые и медные скульптуры работы П. Клодта, И. Витали, Ф. Лемера. Всего на отделку храма затрачено 400 кг червонного золота, 16 т малахита, 1 тыс. т бронзы, 11,2 кв. м ляпис-лазури. В росписи купола и стен принимали участие Карл Брюллов Федор Бруни, Василий Шебуев, Петр Басин и другие выдающиеся художники. Большое место в интерьере занимает мозаика, общая площадь которой составляет около 600 квадратных метров. В мозаичной технике выполнены иконы «Тайная вечеря», «Страсти Господни», изображения святых и многое другое.
Долгие годы Собор был просто музеем, и кто постарше, помнит, что там до 1992 года висел маятник Фуко на подвесе длиной 98 метров, демонстрировавший суточное вращение Земли. Функции музея собор сохраняет и сейчас, но 17 июня 1990 года в Храме вновь состоялось торжественное богослужение и теперь богослужения совершаются регулярно, по всем Великим праздникам и воскресным дням.
В середине Невского проспекта находится один из прекраснейших храмов России, Казанский кафедральный собор. Он был построен во славу чудотворной Казанской иконы Божией Матери, покровительницы Северной столицы и царствующей династии Романовых. Перед этим образом преклоняли колена императоры и вельможи, полководцы и ученые, купцы и простолюдины. Еще в начале 18 века для хранения этой высокочтимой иконы чуть южнее нынешнего собора была поставлена деревянная Рождественская церковь, которую в народе стали именовать Казанской. Но со временем церковь обветшала, решено было поставить новый, каменный собор. Было несколько проектов и вариантов, с подачи
Собор строился десять лет и был освящен в сентябре 1811 года. Отличительной особенностью собора является окружающая его колоннада. Со стороны Невского проспекта слегка изгибающаяся колоннада состоит из 96 колонн коринфского ордера, поставленных в четыре ряда. Эти огромные колонны составлены из блоков камня, привезённого со специальных каменоломен в Гатчине, пригороде Петербурга. Есть колоннады с северной и западной сторон, всего вокруг собора 136 колонн. Высота каждой 13 метров, толщина внизу около 4 метров, наверху — 3 метра. После Отечественной войны 1812 года собор превратился в хранилище реликвий войны. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамёна и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от завоёванных городов, маршальские жезлы. 13 июня 1813 года в соборе был похоронен фельдмаршал
Я уже писала в статье о музеях, что долгие годы ХХ века собор являлся Музеем истории религии и атеизма. Но в 1998 году Казанский собор был освящён вновь и ныне является кафедральным храмом Санкт-Петербурга. О богатстве внутреннего убранства собора, его алтаре, иконах надо писать отдельную статью, все там великолепно, но лучше ведь один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Нельзя пройти мимо еще одного уникального Храма-музея, расположенного между каналом Грибоедова и Михайловским садом — Храма Воскресения Христова, который большинство называет «Спас на крови». И это название стало уже настолько привычным, что официальное название употребляется очень редко. Храм Спас на Крови
Но высшая божественная сила сохранила его для нас. Когда входишь внутрь, слезы наворачиваются на глаза при виде красоты, созданной руками талантливых художников-мозаичников. Внутри храма — удивительный мозаичный ковер икон и орнаментов, покрывающий все внутреннее пространство, от цоколя до главного купола. Это единственный православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7065 квадратных метров. Неужели у чиновников могла подняться рука, чтоб взорвать такую красоту? Спас на Крови строился около 27 лет, и столько же лет реставрировался — с 1970 по 1997 годы. Сейчас он является филиалом музея «Исаакиевский собор». Я, пользуясь своим правом бесплатного посещения всех музеев, хожу в Спас на Крови чаще, чем куда бы то ни было, вожу туда всех своих гостей, и счастлива, что есть такой Храм в Петербурге!