Рыцарский турнир: поединок в честь прекрасной дамы или узаконенное сведение личных счетов? Часть 1

Реклама
Грандмастер

В свое время рыцарские романы были необычайно популярны как в Европе, так и в России. Естественно, что в них в обязательном порядке присутствовали описания турниров, на которых благородные рыцари сражались друг с другом в честь прекрасных дам или ради исполнения не менее благородных обетов. В реальной жизни все было намного проще. Зачастую турниры превращались в проведение поединков для сведения личных счетов или в откровенную форму вымогательства, ведь отказываться от поединка, даже при вызове от заведомо сильнейшего противника, не позволяла рыцарская честь. Проигравший же зачастую обязан был отдать победителю коня и доспехи, а иногда еще и выплатить своеобразный выкуп.

Реклама

Считается, что официальные поединки рыцарей с заранее оговоренными условиями схватки появились еще в IX веке. В древних хрониках сохранилось описание проведения в то время своеобразных турниров между воинами королей Людовика Немецкого и Карла Лысого. Они проводились в виде групповых схваток, причем «зрелище было удивительное по своему блеску и господствующему порядку: так что при всей многочисленности участвовавших и при разнообразии народностей никто не осмеливался нанести другому рану или обидеть его бранным словом».

Видимо, подобные ристалища более предназначались для оттачивания воинского мастерства, а проигравших в них не было, так как стороны поочередно то наступали, то оборонялись. Любопытно, что по утверждению хрониста, они проводились при большом стечении зрителей, а отдельные схватки начинались с поединков королей.

Реклама

Постепенно рыцарские поединки стали «обрастать» правилами и традициями. Но до XIII века они часто заканчивались серьезными ранениями и гибелью участников схваток. Главной причиной было то, что основным защитным снаряжением рыцарей в то время были кольчуги, а схватки проводились боевым оружием. Если рыцарь не успевал отбить копье противника щитом, серьезная травма была практически неминуема. Кроме того, большинство схваток было групповыми, когда выбитые из седла рыцари могли попадать под копыта коней. В групповых схватках трудно соблюдать правила, поэтому они зачастую превращались в настоящие бои.

В это время существовало правило, что победивший рыцарь получает в качестве приза коня и доспехи побежденного. Как правило, оружие в число приза не входило. Кстати, задачей победителя было обеспечить защиту поверженного, чтобы он не попал под копыта коней и мог покинуть арену самостоятельно или был с неё вынесен.

Реклама

Гибель или серьезные увечья рыцарей в мирное время беспокоили монархов. Начинают вводиться ограничения или запрещения турниров на определенное время. К этому подключается и церковь, только в XII веке издавшая пять эдиктов против турниров. Так как полностью запретить проведение турниров уже нереально, начинается разработка правил их проведения. Появляются специальные доспехи с усиленными латами на груди и турнирное оружие. Складывается и традиция проведения турниров. Для них начинают создавать специальные арены, вокруг которых размещаются трибуны и места для зрителей, шатры для подготовки рыцарей к схватке. Появляются герольды и распорядители турниров. Турниры стали проводиться не только среди рыцарей, но и среди дворян, еще не получивших рыцарского звания. Дворянские турниры проводились по аналогичным правилам и практически не отличались от рыцарских. Бывали и случаи проведения смешанных турниров с участием рыцарей и обычных дворян.

Реклама

В XIV—XV вв.еках практически перестают проводиться групповые поединки, а традиция получения победителями коней и доспехов побежденных отмирает, черезчур уж она была накладной. Призы победителям стали выделяться устроителями турниров или комплектоваться за счет совместных взносов участников. Появляется ритуал вручения призов прекрасными дамами или девицами, выбрать которых зачастую предоставляется самим победителям. Этому немало способствовали рыцарские романы, воспевавшие возвышенную романтическую любовь и преданность рыцарей прекрасным дамам.

У рыцарей стало модно украшать свои доспехи знаками расположения дам — вуалями, платочками, шарфиками, а сами поединки посвящать дамам сердца. Иногда победитель получал два приза, учреждаемых устроителем турнира. Первый за победу ему вручала дама, а второй, как правило это были украшения, он вручал в ответ своей даме сердца. Теперь дамы становятся и покровительницами турниров. Чаще всего это были жены, дочери или племянницы устроителей турниров.

Реклама

О том, как организовывались и проводились турниры в XV веке, мы можем узнать со всеми подробностями, так как сохранилось немало подлинных документов, в том числе «Книга турниров», написанная в 1460 году герцогом Анжуйским для применения во Франции. «Книга» стала своеобразным руководством по проведению рыцарских турниров. При её подготовке герцогу пришлось серьезно поработать, вот как он сам это описывает: «По большей части я взял за основу то, как устраиваются турниры в Германии и на Рейне, но также уделил внимание и тому, как они проводятся во Фландрии и Брабанте, и тем старинным укладам, которыми мы пользуемся во Франции, найденными мною в манускриптах. Из этих трёх укладов я взял то, что показалось мне хорошим, и создал на их основе четвёртый способ проведения турнира, который Вы узнаете далее, если пожелаете».

Реклама

В «Книге» значительное место отводится описаниям роли дам в организации турнира и награждении победителей. Для этого предлагался целый ритуал. Устроители турнира выбирали двух прекрасных дам, которым поручалось выбрать самого благородного и мудрого рыцаря, вручить ему драгоценный шарф и провозгласить его почетным рыцарем турнира. Этот рыцарь, на конце копья которого был привязан шарф, получал очень широкие права: поцеловать выбравших его дам, находиться при них во время застолья и танцев до начала и после окончания турнира, главным распорядителем которого он становился. Он мог остановить любую схватку. «Если кто-то слишком сильно побит, этот рыцарь коснётся его шлема шарфом, и все, кто нападает на него, должны прекратить и не сметь прикасаться к нему, потому что с этого времени дамы взяли его под свою защиту и охрану».

Реклама

По окончании турнира или его части, за которой следуют награды, почетный рыцарь из двух дам выбирает одну для вручения наград, и двух девиц, чтобы нести при этом снятый с его копья шарф. Наград может быть несколько: победителю турнира, а также за лучший удар копьем, сломавшему в ходе поединков больше всех копий, выдержавшему больше всего схваток, не потеряв шлема, и т. п.

Процессия для вручения приза получается солидная: почетный рыцарь, за ним дама с призом и девицы с шарфом, поддерживаемые под руки рыцарями и окруженные судьями и герольдами. Они до трех раз обходят строй рыцарей, пока не остановятся перед награждаемым. Герольд торжественно провозглашает: «Смотрите, вот благородная дама, сопровождаемая почётным рыцарем и моими господами судьями, которые пришли вручить Вам награду турнира, потому что вы признаны рыцарем, который сражался сегодня лучше всех в схватках турнира, и моя дама молит, чтобы Вы приняли это с доброй волей». В соответствии с рекомендациями герцога, «затем дама должна раскрыть награду и вручить ему. Он должен взять награду, поцеловать даму и двух девиц, если пожелает. А потом герольдмейстер, герольды и их помощники должны прокричать его боевой клич». Красивый ритуал, не правда ли?

Реклама

Кроме организации поощрения победителей в «Книге» подробно описывался порядок проверки «полномочий» участников, подготовки оружия и доспехов к поединкам, проведения схваток, подробно перечисляются своеобразные меры безопасности и наказания за нарушения правил, права и обязанности всех «должностных лиц» турнира. Подобные своды турнирных правил создавались при дворах многих европейских монархов, внося в проведение рыцарских турниров четкость и определенное однообразие.

Реклама