Можно себе представить, как забурлило от этих слов воображение восхищённой толпы, и без того до предела распалённое чарующим образом роскошной блондинки!
Уют уединённой спальни, шелка простыней, приглушённый свет и божественная женщина, окутанная незримым ароматом изысканных духов… Красиво? Думаю — да!
За эту рекламу Коко Шанель не заплатила ни цента… Взлетевший же уровень продаж был просто ошеломительным. Такого ещё не было за всю историю парфюмерной индустрии. Флаконы «Шанель № 5» мгновенно сметались с прилавков.
Впервые духи «Шанель № 5» — эталон классики среди ароматов — известная законодательница мод явила миру в мае 1921-го. И конечно же, они сразу стали лидером продаж, как и всё, что выходило из её рук.
Да, немало «натворила» Коко Шанель в мире моды — столько, что просто диву даёшься, как один человек, тем более — женщина, могла всё это сделать! Но не просто «сделать», а СОЗДАТЬ. Создать именно своё, ломая все принятые доселе стереотипы!
Где брала она идеи для своих творений?! В череде её непревзойдённых изобретений — будь то модели одежды, модные аксессуары, обувь или духи — много такого, что актуально и по сей день. Основанный ею Дом высокой моды здравствует и процветает, продолжая дело великой кутюрье. В чём же секрет такого успеха?!
Останавливаться на вехах биографии эпохальной Мадемуазель, как её тогда называли — я не буду; ни на её происхождении, ни на легендах, которые она придумывала, чтобы скрыть своё бедное детство и годы, проведённые в приюте, ни на прочих трудностях на пути к успеху… Обо всём этом уже написано.
Хотелось бы поговорить о другом — какими же неисповедимыми путями шла эта обычная (обычная ли?!) провинциалка к своим гениальным находкам; благодаря чему она безошибочно находила свои решения?! Бог или чёрт помогал ей в создании шедевров? Откуда, из какого «эфира» снисходили к ней эти лаконичные, простые образы и формы, ставшие образцами безупречного вкуса?
Её биография напоминает уже далеко не оригинальную историю Золушки. Вот только историю эту творила она сама, без помощи родственницы Феи. А волшебство? Какое-то волшебство тут явно присутствовало. …Изобретение невиданного доселе аромата было далеко не первым триумфом Габриэль — «Коко» Шанель (19.08.1883−10.01.1971). Её победоносное шествие началось тогда, когда в 1910 году она открыла в Париже знаменитый салон дамских шляп. Она не только продавала шляпки, но и изготавливала их сама.
Салон пользовался популярностью у известных актрис, что помогло Шанель приобрести хорошую репутацию. И вскоре она становится хозяйкой Дома моделей на фешенебельном курорте Биарриц. Не обошлось тут и без помощи влиятельных, богатых мужчин, с которыми у очаровательной «модистки» были и романы, и серьёзные, продолжительные отношения.
И всё же успех этой талантливой женщины крылся не только в помощи богатых любовников… Скорее — благодаря именно своим талантам она и была ими замечена. Значит, талант? Что ещё? Секрет заключался ещё и в том, что творила она, не обращая внимания на всё, что было придумано в мире моды до неё, не считаясь ни со сложившимися стилями, ни с традициями…
Настоящую революцию в одежде произвели предложенные ею совершенно новые дамские наряды! Простые, элегантные и практичные платья и костюмы, разработанные Коко Шанель, быстро вытеснили надоевшие громоздкие, корсетные туалеты, включающие в себя километры ткани, кружев и тяжёлые турнюры со шлейфами, заметающими пыль…
Женщинам нового, зарождающегося индустриального общества нужен был другой — совершенно новый гардероб, и гениальная Шанель, почувствовав это, помогла дамам избавиться от сковывающих движения, «маскарадных костюмов». Взамен она подарила им возможность обрести естественную красоту и грацию. А гигантские шляпы, похожие на торты, она смело заменила разнообразием маленьких элегантных шляпок…
Вот тогда и поднялась на небосклоне её звезда. В считаные годы Коко Шанель стала богатой и знаменитой, достигнув всего, о чем мечтала. Многие из её моделей стали бессмертными хитами. Это и элегантная куртка-труакар, и знаменитое платье-шемизье (без талии, с шарфом на бедрах и горловиной типа воротника мужской рубашки), и конечно же — знаменитое «маленькое черное платье», без которого уже не мыслит себе «полного боевого комплекта» ни одна модница, и которое американский журнал «Вог» в 1926 году сравнил по популярности и универсальности с автомобилем «Форд».
Что же она делала, эта Шанель, с моделями и фасонами, и по какому такому принципу без страха и сомнений, уверенно преобразовывала прежнюю моду в совершенно новые, авангардные направления — так, что всё вокруг неё перевоплощалось и начинало сиять новыми, яркими, красками?
Не сродни ли её творчество искусству Микеланджело Буанаротти, который первым сформулировал гениальный рецепт совершенства и в ответ на вопрос — «КАК он создаёт свои скульптурные шедевры?», — сказал:
— Скульптура — там, внутри камня; только лишнее надо отсечь, и я просто отсекаю всё лишнее!
Вот и Коко — «просто отсекала всё лишнее», виртуозно воплощая гениальный рецепт в жизнь. Так же безжалостно «отсекла» она и вычурные изгибы и помпезность, принятые тогда в формах флаконов для духов. Вызывающе простой хрустальный параллелепипед с лаконичной белой этикеткой и чёрной надписью Chanel, стал полной противоположностью бытующим гранёным ёмкостям с парфюмами.
Но только ли несомненный талант, помноженный на безупречный вкус, присущий француженкам вообще, были её ключами к успеху? Не только! Была ещё твёрдость характера и вера в себя — несмотря ни на что! «Если думать, что кто-то может сделать лучше тебя, то никогда ничего не добьёшься»… Так сказал кто-то из великих, а знала ли Шанель это высказывание? Скорее всего, она знала именно то, что лучше неё никто никогда «это» не сделает. И это был самый главный ключ к успеху!
Иначе — разве нашла бы она в себе силы начать всё сначала, когда вернувшись в 1954 году во Францию после длительного перерыва (ей пришлось покинуть на время свою страну и жить в Швейцарии), она начала работу над новыми коллекциями? А ведь ей был тогда уже 71 год! Как? В таком возрасте? Да что значит возраст для талантливого человека, живущего творчеством и вдохновением? И она работала, и работала, выпуская одну коллекцию за другой.
«Обиженная» публика чопорно замкнулась, не желая больше признавать Шанель, «замеченную» в добрых отношениях с оккупантами во время войны. Но Шанель упорно работала и победила: публика сдалась, не выдержав напора, и спустя три сезона показов «от кутюр» начался новый «шанельный» бум! Журнал «Харперс Базар» так писал об очередном, оглушительном успехе Коко: «женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель, безнадежно отстала от моды».
Дамские сумочки, обувь, ювелирные украшения — всё то, что выходило под маркой «Шанель», неизменно имело успех, всегда отличаясь простотой и элегантностью; но это были «дорогие» простота и элегантность, оставшиеся абсолютным эталоном навсегда.
Считается, что в личной жизни Шанель не повезло, раз она никогда была официально замужем и не имела детей. Считается… А разве не счастье — всю жизнь заниматься любимым делом, быть постоянно в творческом процессе, исканиях, видеть счастливое воплощение этих исканий и упиваться успехом, признанием и плодами своего вдохновенного труда?
Да и любовью Бог не обидел Мадемуазель. Было несколько «главных» мужчин в разные периоды её жизни — любящих и любимых, встречи с которыми были наполнены праздником, а не нудным однообразным бытом. Любовь была и сильной, и жертвенной… Жертвенной настолько, что однажды Коко даже сварила собственноручно «русскую кашу» любимому мужчине. И об этом — в статье «Кого кормила русской кашей Коко Шанель?»