Стеганый ватник - а что мы о нем знаем?

Реклама
Грандмастер

Прежде чем перейти к сути — фрагмент спектакля Аркадия Исааковича Райкина. Идет демонстрация женских вечерних моделей. Присутствующие дают свои оценки увиденному. Среди выступающих — пожарник: «Женщина с длинным хвостом — это уже катастрофа! Представьте, в театре начинается пожар. Все бегут, наступают ей на подол, падают… Я предлагаю ватник. Ватник тот же. Но с вырезом. Рукав — короткий! И легко, и удобно, и оголено, и модно, и что еще нужно — я не знаю! Вот за этот ватник вам любой топорник спасибо скажет!» («топорник» — в смысле «пожарник»).

И вот захотелось узнать, а как появился стеганый ватник? И когда?

Нечто подобное стеганому ватнику существовало еще в 11 веке: «Рассматривая европейское Средневековье, можно впервые встретить упоминания военной одежды стеганого типа в Греции в 11 в. Так называемый „льняной панцирь“ Конрада Монфератского (1185−1190 г.) — кабадион, это короткая безрукавка — „пончо“, из множества (как правило, 18) простеганных слоев войлока или льна, провощенных или пропитанных вином или уксусом. Другой тип стеганки, известный из „Тактики“ Льва VI, „Стратегикона“ Маврикия — из нескольких опять же простеганных между собой слоев льна и шелка со слоями ваты между ними» (эсквайр Энтони, «Валлийский Отряд»).

Реклама

Кстати, есть и хорошая иллюстрация к этому — картина «Банкет» Корнелиса Антониса*, написанная в 1533 году. Это групповой портрет арбалетчиков — и все они одеты в стеганые куртки.

Как видим, история одежды

, похожей на ватник, предполагала ей другое назначение: защита от стрел, а не от холода. А вот когда стеганый ватник(он же телогрейка) стал такой же непременной деталью быта, как, скажем, стол или стул? Прямых указаний на дату появления ватника в такой роли нигде нет. Можно только по каким-то признакам судить о времени его повсеместного распространения.

Реклама

Как бы подразумевается, что телогрейка тесно связана с исправительными учреждениями. Но так было не всегда. Есть косвенное доказательство того, что в 19 веке стеганый ватник не был одеждой заключенных. Художник Николай Александрович Ярошенко на картине «Всюду жизнь» изобразил обитателей арестантского вагона. Ни на одном из них нет стеганого ватника.

Существование стеганого ватника в середине 20-х годов прошлого века имеет несколько необычное документальное подтверждение: «Фотографии и репродукции, помещенные в книге, не дублируют сюжет судьбы, а становятся как будто постановочной частью драмы Марии Николаевны Ермоловой. От конок, куполов и булыжных площадей Москвы

ее детства, от прелестной фотографии „трех сестер“ Ермоловых 1870-х гг. до разгромленного октябрьскими боями 1917 года Малого театра и твердого взгляда старой дамы в ватнике на фотографии середины 1920-х. И этот стеганый ватник затмевает черный бархат парадного портрета». (Екатерина Хмелева, «Ватник Орлеанской девы»)

Вполне возможно, что прототипом сегодняшнего ватника был стеганый среднеазиатский халат. Его укоротили для практичности, чтобы не мешал двигаться. Ватник был военной формой, он был верхней одеждой заключенных, он был всеобщей верхней одеждой. И до сих пор сохраняет свое заметное место в гардеробе неисчислимого количества людей.

Реклама

Вчера стеганый ватник был признаком крайней бедности, сегодня — привычная рабочая одежда. Кто знает, может быть, с ним произойдет та же метаморфоза, что и с дублеными полушубками?

Помнится время, когда овчинный полушубок был как бы привязан к извозчикам и крестьянам. Потом вдруг он стал нужен всем. Ему изменили крой, выделку, отделку и даже сменили имя — был «полушубок», стал «дубленка».

И если кутюрье обратятся к стеганому ватнику, возможно, и сбудутся слова, произнесенные в свое время Аркадием Райкиным. Кстати, Вячеслав Зайцев на заре своей карьеры кутюрье как раз таки занимался моделированием ватников. Правда, это закончилось для него не совсем благоприятно: «…На фабрике меня просто затравили, устроили товарищеский суд, сняли с должности, довели до нервного срыва, я на нервной почве чуть не потерял зрение. Меня перевели в цех, где можно было из остатков тканей делать женскую одежду и сдавать ее в московские магазины. И новый магазин „Светлана“ на Кузнецком Мосту стал покупать у фабрики эту одежду».

Реклама

Но в каждом отрицательном моменте есть свои положительные стороны: представьте, что Слава Зайцев продолжал бы заниматься телогрейками. Очень может быть, что он бы так и занимался ими всю оставшуюся жизнь.

Справедливости ради стоит заметить, что модельеры временами к телогрейке возвращаются. Но их работы как-то не впечатляют. Нет полета. Но если приподняться в фантазиях — можно и стразами отделать. А для особо важных и гламурных (как это принято говорить сейчас) и бриллианты с золотом пустить на отделку.

Валенки такие уже есть! «Дизайнеры Битцевской фабрики применяют для отделки сувенирных валенок такие материалы, как органза, атлас, перья, кружево, бусины и стразы, замшу и натуральный мех». Так почему бы не быть и «ватнику haute couture»?

Реклама

От редакции. В подкасте Абрахам Ван Бейерен озвучен как автор картины, что является ошибкой.

Реклама