«Солнечная» специализация Ярилы — предмет давних разногласий между исследователями языческих богов. Многие из них убеждены, что Солнцем Ярило не повелевал.
Попробуем немного разобраться в традициях наших предков. У них было два основных праздника, связанных с культом Ярилы. Первый современные этнографы почему-то стали соотносить с датой 23 апреля, хотя исторически он был приурочен к 21 марта — весеннему равноденствию, с которого уже отчетливо прослеживаются более долгие по протяженности дни и более короткие ночи. Его называют Ярилой Вешним, это была встреча божества.
Второй — Ярило Летний — выпадал на 22 июня, и праздничные обряды заключались в проводах (похоронах) Ярилы. Какие метаморфозы происходят со светлой и темной частью суток после 22 июня — дня летнего солнцестояния — надеюсь, все помнят еще из школьной программы. И как после всего этого можно отлучать Ярилу от Солнца, скажите мне? Ответ на вопрос, был ли он солнечным богом, по-моему, ближе к утвердительному, чем к отрицательному.
Даже основная характеристика солнца — «яркое» — безусловно, имеет один корень с именем Ярилы. Он также отчетливо прослеживается в словах «яровые» (полевые культуры, высеваемые весной), «ярка» (овца), «ярмо», «доярка», «яра» (весна), «ярость» (изначально — мощь, неистовство). Но здесь на первом плане уже выступают связи с Ярилой как богом скотоводов и земледельцев.
23 цветеня (то есть апреля) на рассвете славяне торжественно совершали обряд выгона скота на выпас. Помешать его проведению могла разве только плохая погода. Овечек, коз и коровушек ласково гладили вдоль хребта яйцом, крашеным в красный или зеленый цвет, кормили «бяшками» — специально выпеченными для такого случая хлебцами и веткой вербы выгоняли со двора. У ворот под ноги скотине клали красный поясок так, чтобы каждое животное при выходе переступило через него. Считалось, что так скоту проще будет запомнить дорогу домой.
Позже по славянскому селению проезжал молодой всадник на белом коне — сам Ярила. Для исполнения его роли выбирали молодого парня с рыжими или просто светлыми волосами. Он был босым, в белых одеждах, с венком на голове, в левой руке — букет ржаных колосьев, а в правой — изображение «мертвой» человеческой головы. Последнее символизировало… смерть. Как же так, ведь Ярила — вполне жизнеутверждающий образ? Скорее всего, голова подчеркивала то, что он — умирающий и воскресающий бог, вроде египетского Озириса.
Иногда Ярилу изображала девушка, чтобы подчеркнуть его молодость. Коня с «солнечным богом» водили по полям, читая заговоры на хороший урожай. У всех участников обряда на головах были венки из весенних цветов. Торжественно распахивали пашню, даже поговорка родилась: «На Ярилу выезжает и ленивая соха». Заканчивался день народным гуляньем: где-то оно проходило как общее для всей деревни, где-то — в виде «мальчишника», куда не допускались женщины.
После христианизации Европы и Руси в том числе многим языческим праздникам не повезло — церковь объявила им непримиримую войну. Лельник (праздник в честь богини Лели, супруги Ярилы) и вовсе был объявлен шабашем ведьм. Но по каким-то там причинам раз и навсегда откреститься от Ярилы у основателей церковных традиций не получилось. И тогда превратился солнечно-плодородный бог в христианского святого Георгия. Как известно, его также называют Егорием и Юрием. В форме «Юрий» налицо этимологическая связь с именем Ярилы, а георгос — земледелец по-гречески.
Святого Георгия (или Юрия — как вам больше нравится) точно так же, как и Ярилу, стали изображать в виде всадника на белом коне. Миф о победе Георгия над Змием — всего лишь вариация на тему языческого предания о победе Ярилы над змеей Ламией, терроризировавшей Царьград. Конь у Ярилы появился именно тогда, как положено рыцарю-избавителю девы. В христианской традиции Георгий остался покровителем земледелия и скотоводства, но, разумеется, уже ни о каких сексуальных «мотивах» в его культе не могло быть и речи.
Юрьев день тоже праздновался дважды в году — 23 апреля и 26 ноября. В народе говорили: «Один Егорий — голодный, другой — холодный». Наряду с Дмитриевым днем Юрьев день делил календарный год на два полугодия — «дмитровское» и «юрьевское». Как видим, все же за святым Георгием (Юрием) осталась та же «сфера влияния» — теплое время года, период наибольшей солнечной активности.
Владимир Иванович Даль писал об обычае кормить пастухов на весеннего Юрия мирской яичницей. А яичный желток, как и блин, у славян-язычников символизировал солнце.
Вот такие, не претендующие ни на какие изыскательские лавры, умозаключения. Просто за окном хмурое небо, а так хочется понежиться под ласковым весенним солнышком! Чего и вам желаю.