По примеру мужчин, разрешали на дуэлях свои ссоры и женщины, причем, их дуэли часто проводились по более жестоким правилам, так как проходили обычно в помещениях.
Бывали случаи, когда вслед за дуэлянтами начинали с помощью оружия выяснять отношения и секунданты. Иногда одному человеку вызов присылали сразу несколько человек, предоставляя ему право самому выбрать себе из них противника или же проводить поочередно поединки со всеми до фатального исхода. Появились и поединки, в которых по одному поводу одновременно участвовали несколько пар дуэлянтов. Участником подобной четверной дуэли, в которой погиб один человек, стал Александр Грибоедов.
Причина той дуэли была банальна и, по большому счету, не должна была привести к поединку, тем более — четырех человек. А началось все из-за ссоры балерины Авдотьи Истоминой со своим любовником кавалергардом Василием Шереметевым, у которого она в 1817 году жила на содержании. В историю Истомина вошла не только благодаря этой дуэли, но и Пушкину. Помните из «Евгения Онегина»?
«Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет».
Балериной она и в самом деле была прекрасной, но вне театра жизнь вела безалаберную, меняя любовников, попадая в скандальные истории, которые для её воздыхателей иногда заканчивались дуэлями. Осенью 1817 года за Истоминой пытался ухаживать камер-юнкер граф Александр Завадовский, но Авдотью вполне устраивало положение любовницы Шереметева, так что графу оставалось вздыхать на расстоянии.
После очередной ссоры с Шереметевым Истомина ушла от него, намереваясь после спектакля отправиться ночевать к кому-то из подруг. Как на грех, после спектакля к ней за кулисы зашел Грибоедов, намеревавшийся высказать восхищение её игрой. Он не был из числа её воздыхателей, но, узнав, что у балерины свободный вечер, пригласил её к себе в гости «на чай». Видимо, поэт просто хотел сделать сюрприз Завадовскому, в квартире которого тогда жил.
Шереметев, собиравшийся мириться, стал свидетелем отъезда Грибоедова и Истоминой. Человек он был не глупый и понял, что Грибоедов просто повез его возлюбленную к Завадовскому. Разбираться, кто прав, а кто виноват, он не стал, и обратился за советом к своему другу гвардейскому корнету Александру Якубовичу. Тот сразу же заявил, что выход только один — дуэль Шереметева с Грибоедовым, а чтобы и Завадовский не ушел от возмездия, его он вызовет сам.
Грибоедов стреляться с Шереметевым отказался, заявив, что не видит для этого причины, но оговорился, что готов принять вызов Якубовича. Видимо, сказалась старая неприязнь, так как с Якубовичем поэт в свое время вместе учился в Благородном пансионе при Московском университете.
Существует несколько описаний первичной дуэли, оставленных её участниками или записанные с их слов. Они расходятся в деталях, что не меняет сути. Не стоит забывать, что после дуэли проводилось следствие, поэтому дуэлянты пытались представить себя в более выигрышном свете.
12 ноября 1817 года первыми стрелялись Шереметев и Завадовский. Выстрел Шереметева оказался неточен. Пуля пробила борт сюртука (по другим сведениям — воротник) у его противника. Завадовский перед выстрелом заявил, что личных обид к Шереметеву не имеет, поэтому будет стрелять в ногу, чтобы дуэль завершилась, как и положено, но малой кровью. Подобный исход не устраивал Шереметева, заявившего, что он рано или поздно Завадовского все равно убьет. В результате у графа не оставалось выбора, и он выстрелил противнику в живот. Ранение оказалось смертельным.
Естественно, что дуэль Грибоедова и Якубовича пришлось отложить. Отец Шереметева, понимая, что виновником дуэли был его погибший сын, просил императора простить участников поединка. Возможно, император учел его заступничество, так как дуэлянты отделались «легким испугом». Больше всех пострадал Якубович, которого тем же чином отправили в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Кстати, этот полк был знаменит тем, что в него часто ссылали из столицы провинившихся гвардейцев-кавалеристов. Впоследствии в нем же будет «отбывать» опалу Михаил Лермонтов.
Так уж случилось, что на Кавказ отправился и Грибоедов, назначенный секретарем посольства в Персии. По делам службы ему приходилось неоднократно приезжать в Тифлис. Здесь-то и произошла очередная встреча с Якубовичем, закончившаяся решением возобновить дуэль. Когда о предстоящей дуэли доложили Ермолову, он распорядился арестовать её участников, но посланный им офицер опоздал, дуэль уже состоялась.
Дуэль состоялась 23 октября 1818 года. Она, как и первая, имеет значительное количество описаний, многие из которых опираются на версию Якубовича, якобы сознательно прострелившего кисть левой руки Грибоедову. Но знатоки дуэлей в этом обоснованно сомневались, считая, что Якубович целился в живот противнику, но попал в руку. Грибоедов же, по их мнению, специально стрелял в воздух, тем более, что его выстрел был вторым, он мог подойти к барьеру и не спеша прицелиться.
Дальнейшая судьба участников четверной дуэли сложилась по-разному. Граф Завадовский, уехавший после дуэли за границу, больше в скандальные истории не попадал, и сведений о нем практически не сохранилось. Грибоедов, защищая интересы России, погиб в Персии, опознать его труп смогли по раненой в поединке руке. Якубович, завоевавший в обществе славу бретера и скандалиста, был близок к декабристам, хотя в тайных обществах и не состоял. Неоднократно высказывал желание лично убить Александра I, но в ходе восстания занял невнятную позицию и даже пытался посредничать между Николаем I и восставшими. Был осужден по первому разряду, скончался 3 сентября 1845 года в Енисейске. Авдотья Истомина вскоре после дуэльных событий вышла замуж за актера Экунина. Еще долго продолжала блистать на сцене. Умерла в Петербурге в 1848 году.
Сама же четверная дуэль сохранилась в истории только благодаря участию в ней талантливого поэта Александра Грибоедова.