Так иногда и случается: идешь посмотреть что-то одно, смотришь, а потом, практически уже уходя, неожиданно сталкиваешься с чем-то необычным, что больше всего и затронет…
На выходе из Третьяковской галереи (в ЦДХ, что на Крымском Валу) мы внезапно услышали: «Эти скульптуры можно и нужно щупать и трогать. Эта выставка специально для слабовидящих людей…»
Это была небольшая экспозиция скульптур Лазаря Гадаева, то, что осталось от большой его выставки. Свои глаза пока еще худо-бедно, с переменным успехом служат (не совсем верой, не совсем правдой). Но ноги сразу же повернули в указанную сторону…
Тот удивительный факт, что знаменитый скульптор думал и об обделенных людях, поразил. А ведь его произведения хранятся не только в собраниях Третьяковской галереи, а также в Музее Востока, Московском музее современного искусства, Русском музее в Петербурге. Много работ — в музее Питера Людвига (в Германии) и в частных коллекциях и в России, и за рубежом.
А его монументальные композиции можно встретить во многих странах: в парках Еревана, Сеула, Владикавказа, Хоерсверде (Германия).
По его проектам сооружены памятники Александру Пушкину (в Москве, 1999 год, в 1-м Неопалимовском переулке), Осипу Мандельштаму (в Воронеже, 2008 год, последнее произведение скульптора) и другие. Его называли аксакалом скульптуры, рыцарем, мастером высокой простоты, поэтом от скульптуры. Интересно, что его сын стал именно поэтом, впрочем, и отец сочинял притчи и стихи.
В культурной хронике событий сентября 2008 года его имя — самое упоминаемое. Многие произведения еще при жизни стали называться шедеврами («Воскрешение Лазаря», «Тайная вечеря», фигуры А. Блока, ныне — в собраниях шахматовского музея и Музея
Лазарь Тезеевич Гадаев (осетин по национальности, проживший всю жизнь в Москве) родился в 1938 году в селе недалеко от Владикавказа. Отец был резчиком по дереву, от него чудом сохранилась чаша-скульптура. Но отец не вернулся с войны. А сын заканчивает два художественных вуза — на родине и в Москве.
Рано заявил о себе как интереснейший и самобытный скульптор, чье творчество пронизано одновременно мифами древней аланской культуры, европейским средневековьем, европейской же традицией модернизма и русской национальной традицией. Работал Лазарь с бронзой, деревом, камнем, керамикой.
— Что ты без устали копаешь камень, что ищешь в нем?
— Боль своего сердца хочу вложить в него. (Л. Гадаев).
И в каждой скульптуре есть некая шероховатость, угловатость и одновременно — живописность и экспрессия. И раньше говорили, что его скульптуру нужно ощущать пальцами рук. И вот теперь — и можно, и нужно.
Но это такая удивительная скульптура, что и наделенному полноценным зрением не вредно ощупать каждую складочку, жилочку его фигур. И почувствовать вдруг исходящее от них тепло…