Выполняют такие сооружения в основном мемориальную функцию. Хотя установленный на площади или в любом другом общественном месте памятник помогает архитектурно организовать пространство, становится его визуальным центром.
Все начиналось с фараонов
Если рассуждать о моде на памятники, то первыми законодателями в ней, пожалуй, стали египетские фараоны. Впрочем, они заботились о своих пирамидах скорее как о культовых сооружениях, нежели как о мемориальных.
А осознанно на тему «Чтобы помнили» начали творить жители Древнего Рима. Изготовленные ими статуи полководцев и императоров, массивные колонны и арки с надписями можно считать уже настоящими памятниками. Их устанавливали не ради обрядов, а в назидание потомкам.
В средневековой Европе вместо арок и колонн воздвигали каменные кресты. Причем не только в местах захоронений, но и в связи с теми или иными событиями. На Руси в подобных случаях возводили храмы, которые являлись одновременно и данью памяти, и выражением религиозного настроя. Скульптура в мемориальной моде тогда практически не котировалась.
Лишь в эпоху Возрождения, на пике всеобщего интереса к античному искусству, вновь стали популярны памятники-скульптуры. В качестве эталона, как правило, рассматривались римские образцы: всадник на коне, аристократ с невозмутимым выражением лица, обнаженная натура. Военные победы и вообще яркие социальные явления стали отмечать установкой триумфальных арок и триумфальных колонн. Позже появились и ростральные колонны, стволы которых украшались изображениями носовой части кораблей (rostrum по-латыни и есть «нос корабля»).
Отдельная глава в истории мировой моды на памятники связана с именем немецкого рейхканцлера Отто фон Бисмарка. В его честь неутомимо строились башни из грубого булыжника. «Башни Бисмарка» были возведены в четырех частях света: Европе, Африке, Америке и Австралии. Первая из них появилась в 1869 году, а последняя — в 1934. Всего их насчитывалось около 250, до наших дней сохранилось 175. Развалины двух таких башен обнаружены и в России, на территории Калининградской области.
О том, как Ленин Сталина пережил
В Советском государстве все монументально-мемориальные тенденции оказались в жесткой узде у государственной идеологии. Даже в самой глухой деревне Тьмутаракановке обязательно обретался колхоз «Заветы Ильича» либо начальная школа имени Ленина. Гипсовый или бронзовый вождь революции был непременным элементом ландшафтного дизайна и в школьном дворе, и под окнами колхозного правления.
Второе место в рейтинге занимали изваяния Сталина. Символично, что в мемориальном воплощении Ленин «пережил» своего преемника: скульптурные изображения первого до сих пор можно встретить в небольших российских городках. А вот памятники второму решение XXII съезда КПСС вытравило с постаментов практически начисто, равно как и многочисленные статуи его соратников.
Ну, и на третьем месте гордо возносились всякие рабочие-колхозницы. Люди труда, в общем. Памятники героям и жертвам Великой Отечественной войны я в расчет не беру, поскольку они вне политики и вне моды. Это осмысление пережитой нашим народом трагедии, и говорить о них нужно совершенно отдельно.
Примерно с середины 90-х годов прошлого века в России возникла мода на «имперские» памятники. Изваяния Петра I, Екатерины II, Александра II, Николая II то и дело появляются в региональных центрах (до городов поменьше, наверное, просто еще очередь не дошла) и кое-где уже вызывают у населения неприязнь не меньшую, чем прежде вызывали большевистские идолы. В Казани, например, местные жители пикетировали установку памятника Петру I, обвиняя его в геноциде против татар. А в Майкопе мусульмане-адыгейцы возмутились против предложения увековечить на одной из центральных улиц города Николая Чудотворца.
Снежик, Пыжик и другие
Еще одно модное веяние последних полутора-двух десятилетий — так называемые камерные памятники. Они лишены идеологического содержания, повторяют объект скульптурного изображения в натуральную величину и устанавливаются преимущественно без постаментов, прямо на земле.
Среди них немало необычных. Так, в Краснодаре немногим более года тому назад появился «Памятник собачкам». Он в карикатурной манере изображает двух антропоморфных собак — «мужчину» и «женщину», прогуливающихся под ручку. Поводом для установки изваяния послужило стихотворение Владимира Маяковского «Собачкина столица», посвященное Краснодару.
А в г. Снежинске Челябинской области свой символ — памятник Снежику, «снежному человечку». Его придумал художник-мультипликатор Александр Чесноков. Это одна из самых маленьких мемориальных скульптур в нашей стране: ее размер соответствует росту 1,5−2-летнего ребенка. Открыли памятник Снежику 1 апреля 2004 года, и с тех пор возле него ежегодно проходит чествование лучших городских юмористов.
К числу известных маленьких памятников можно отнести и Чижика-Пыжика в Санкт-Петербурге. Он установлен возле Фонтанки, у Первого Инженерного моста. До революции в одном из зданий набережной располагалось Императорское училище правоведения. Его студенты носили зеленые мундиры с желтыми обшлагами. Поскольку эта расцветка очень напоминала оперение чижа, то их и прозвали «чижиками-пыжиками». И знаменитая песенка про «рюмку-две» сложена именно в их адрес.
Но скульптура на Фонтанке изображает все же не студента, а птичку. Ее высота — всего 11 сантиметров, весит же свинцовый чижик почти 5 килограммов. За весь период существования памятника (с 1994 года) его не раз похищали, но бдительные петербуржцы помогали сотрудникам милиции вернуть достопримечательность на место.
В Ульяновске есть памятник букве Ё — красная гранитная стела с увеличенной копией напечатанной литеры. Буква воспроизведена в том виде, в каком она впервые попала на книжные страницы. Напомню, что произошло это в 1797 году, когда вышел в свет альманах «Аониды», издаваемый Николаем Карамзиным. Через Ё в нем было написано слово «слёзы».
Жители Мытищ могут рассказать об установленном в их городе памятнике российскому водопроводу, жители украинского города Винница — о памятнике первому трамваю. В небольшом районном центре Краснодарского края под названием Крымск, где я сейчас живу, армянская диаспора несколько лет назад собрала деньги на памятник связистам. Внешне он стилизован под телеграфный аппарат военного времени.
А какие необычные памятники украшают ваш город, вы знаете?