Сколько обезьян превратилось в людей за 150 лет существования теории Дарвина?

Реклама
Грандмастер

5 апреля 1859 года, ровно 150 лет назад, английский естествоиспытатель Чарльз Роберт Дарвин выслал первые три главы своей рукописи «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» своему издателю. Всего до этого им было написано 10 глав работы по теории эволюции, но ученый не был уверен в том, что издатель рискнет издавать этот труд, а потому ограничился первыми тремя главами — «на пробу».

Дарвин жил в то время спокойной уединенной жизнью в Дауне, красивейшем месте недалеко от Лондона, которое в некоторых отечественных переводах называют Доуном (для благозвучности). Здесь натуралист наслаждался обществом кузины по матери Эммы Веджвуд, которая в свое время стала его супругой и родила своему мужу 10 детей, из которых трое умерли в младенчестве.

Реклама

Дедушка был «круче»?

Чарльз отнюдь не слыл таким экстравагантным человеком, как его дед — Эразм Дарвин —
известный врач, натуралист и поэт, которого за его «лихие» опыты, например по превращению вермишели в человека, очень уважал классик мистического детектива Эдгар Аллан По. Но и врачом, по примеру деда и отца, Чарльз становиться не захотел. Ему куда больше нравилось наблюдать за домашними животными и птицей, к которым он присматривался весьма внимательно. В свое время будущий автор теории эволюции изучал медицину в Эдинбургском университете, но затем верх взяла теология, которую он в два раза дольше изучал уже в Кембридже.

Но первой его научной любовью стали не медицина и теология, а геология. Во многом из-за того, что в свое кругосветное путешествие на корабле «Бигл», которое длилось более пяти лет, с 1831 по 1836 годы, вчерашний студент захватил с собою только что вышедший первый том «Основ геологии» Чарльза Лайеля. В то время для 23-летнего Чарльза не существовало ничего, кроме природы происхождения и исчезновения океанических островов. Наиболее оригинальной геологической работой Дарвина была его теория происхождения атоллов, или кольцевых коралловых островов.

Реклама

Изучая четвертичные отложения пампасов Южной Америки, молодой ученый «откопал» много вымерших животных. Например, токсодона — громадного копытного животного, макроухения — гигантского верблюдообразного животного. А понаблюдав в Южной Америке за повадками таких животных, как очковый медведь, гривастый волк, пампасный олень, Дарвин увидел, что здесь они ведут себя немного не так, как в более привычных условиях, в Северной Америке. Приспосабливаясь к новым условиям, животные меняются. Это натолкнуло Чарльза на мысль, что в основе изменений лежит ряд объективных факторов: климат, кормовая база, наличие или отсутствие естественных врагов. То есть под воздействием условий животные эволюционируют. А что, если проследить за эволюцией на протяжение более длительного периода времени? Например, века или тысячелетия. Так, именно в этом кругосветном путешествии, и возникли первые наметки теории эволюции.

Реклама

О наблюдениях молодого ученого на Галапагосских островах, о черепахах и вьюрках, которых Чарльз самолично зарисовывал, информация уже проходила, я на ней останавливаться не буду. Скажу лишь о том, что некоторое время после возвращения из кругосветного путешествия Дарвин посвятил геологии, а потом решил полностью посвятить себя созданию теории эволюции. Во многом на это решение оказала влияние женитьба — Чарльзу не хотелось покидать семейное гнездышко и заниматься геологическими раскопками неизвестно где. А для того чтобы создавать теорию, перемещения в пространстве делать необязательно.

На четыре тома не хватило «разгону»?

Первоначальные наброски теории эволюции были созданы в в 1837—1839 годах в записных книжках, спустя три года Дарвин сделал краткий очерк по происхождению видов, а в 1854 году Чарльз вплотную засел за сочинение. Планировалось, что это будет четырехтомный труд. Первые 10 глав, как я уже сказал, были закончены к лету 1858 года, из чего следует, что ученый работал, как писал в свое время Александр Сергеевич Грибоедов: «С чувством, с толком, с расстановкой». И тут судьба распорядилась так, что внезапно появился катализатор (ускоритель реакций) в виде 25-летнего английского натуралиста Альфреда Рассела Уоллеса, который прислал старшему товарищу свою теорию естественного отбора, изложенную на 20 страницах мелким почерком. Для Дарвина это было, как удар обухом по голове. Еще чуть-чуть и какой-то мальчишка опередит его, маститого ученого и выдвинет нечто свое!

Реклама

Поначалу Дарвин попытался «нейтрализовать» конкурента. Он предложил Уоллесу «выступить единым фронтом». И действительно, на заседании Линнеевского общества натуралисты выступили с совместным докладом. Параллельно Дарвин засел за рукопись. В течение восьми месяцев (для Дарвина это рекорд) «Происхождение видов…» было готово, и не в четырех томах, как планировалось, а в одном.

Пока рукопись находилась в издательстве, ученый сумел разогреть интерес англичан к своему труду до такого градуса, что, когда в ноябре того же, 1859 года, сочинение было отпечатано, в первый же день были раскуплены все 1250 экземпляров!

Здоровьем не вышел…

Дарвин сполна использовал свой шанс — его сочинение одно время было едва ли не популярнее Библии. Но и оно не могло поправить самое главное — относительно слабое здоровье. Именно из-за этого фактора Чарльз и боялся, что ему не удастся пробиться в науке, где чрезмерная активность и умение работать локтями порой важнее, чем гениальность серых клеточек головного мозга.

Реклама

Этот «естественный отбор» сохранился в науке и до наших дней. Сотням посредственностей гораздо легче справиться с одним гением, чем ему одному со всеми ими сразу. А когда в дело замешаны и материальные факторы, то стоит ли удивляться, что на одно открытие приходятся сотни, а то и тысячи докторских диссертаций! Какое-то явление рассматривается и в профиль, и анфас, и невооруженным взглядом, и под микроскопом. Одним словом, на одного истинного ученого приходится сотни лжеученых.

Как проводил свой обычный день «дауновский затворник»? Он вставал очень рано, отправлялся на коротенькую прогулку, затем 8.00 завтракал и садился за работу на час-полтора. В 9.30 он принимался за чтение писем, которых получал очень много. с 10.30 и до 12.00−12.30 она еще раз садился за письменный стол. На этом его рабочий день считался законченным. Далее были прогулки в любую погоду с любимой собакой — пинчером Полли. И лишь изредка он выезжал к родственникам, в Лондон, на морской берег.

Реклама

Родные дети под… микроскопом

Да что там животные — Дарвин написал книгу «О выражении ощущений», в ходе работы над которой он самым внимательнейшим образом наблюдал за своими детьми, интересовался мельчайшими подробностями их жизни, и, естественно, учил их всему, что знал, благо времени на это хватало. Кстати, для этой книги он начал собирать материалы в декабре 1839 года, после рождения первого ребенка, а опубликовал спустя треть века, в 1872 году.

В материальных делах легендарный натуралист был еще более скрупулезен, чем немцы. Он записывал свои траты до последнего пенни, ведя финансовый гроссбух. В конце года обязательно квалифицировал статьи расходов, чтобы в будущем году, по возможности, в чем-то ужать семейный бюджет. При этом он не был сквалыгой — многие молодые ученые сумели достичь каких-то высот в науке не в последнюю очередь из-за того, что в самое трудное время им на помощь пришел не кто иной, как Дарвин.

Реклама

Дарвин скончался 19 апреля 1882 года. И, слава Богу, не дожил до того момента, когда в 1925 году губернатор штата Теннесси подписал новый закон, запрещавший «преподавать любую теорию, которая отрицает историю божественного создания человека, описанную в Библии, и учить вместо этого тому, что человек произошел от более низкого класса животных». Запрет распространялся на все школы и университеты штата, целиком или частично финансируемые за счет налоговых поступлений. Нарушителей закона, названного биллем Батлера по имени депутата-автора текста, де факто запрещавшего учителям рассказывать школьникам и студентам о теории Дарвина, ждало наказание. Этому примеру последовали и в других американских штатах.

Реклама

В теорию Дарвина верит только каждый шестой американец. Остальные — в Бога!

Да что там бурный ХХ век! В апреле 2004 года в Италии министр образования Летиция Моратти объявила, что, по ее мнению, необходимо отменить изучение теории Дарвина в средней школе. Осенью того же года министр просвещения Сербии Лиляна Чолич распорядилась исключить из программы восьмого класса средних школ теорию происхождения видов Чарльза Дарвина. Подобные прецеденты имели место и в Турции. А в США только каждый шестой житель признает, что теория Дарвина верна. И не в последнюю очередь из за-того, что наука за последние 150 лет не зафиксировала ни одного случая превращения обезьяны в человека!

Реклама

Так ли это на самом деле? Как говаривал один из отечественных юмористов: «Вопрос, конечно, интересный». Однажды в беседе с одним из выдающихся советских уфологов я поинтересовался: «Почему встречи людей с НЛОнавтами так редки?» На что седой уже исследователь, не моргнув глазом, ответил: «Люди пока что одномоментно контролируют не более 6% Земли. И кто знает, что творится в остальных 94%». Вдруг эти люди, недавно «вылупившиеся» из обезьян, потихонечку «растворяются» в общей массе землян. Ведь от того, что Иванов не верит в закон всемирного тяготения, закон существовать не перестает. Это беда самого Иванова…

Реклама