На Крайнем Севере более 20 народов и народностей. Все они имеют свою древнюю и очень интересную культуру, заметное место в которой занимает прикладное искусство. Исстари жители Севера делали одежду, предметы домашнего обихода и украшения, используя природные материалы — шкурки животных и птиц, траву и дерево и рыбью кожу, замшу и, конечно, кость.
Кость использовалась разная: моржовый клык, китовый ус, олений рог и мамонтовая кость, которую особенно часто находили в Якутии. Прежде, до появления металла, кость на Севере была универсальным материалом. Интересно, что и сегодня в ненецком языке почти каждое прилагательное употребляется со словом «кость»: например, деревянная пороховница — «ля-пороха-лы» — «деревянная пороховая кость». Из кости делали снасти для рыбной ловли, охоты и оленеводства, пуговицы, черенки ножей и многое другое. Северные мастера искусно резали кость, шлифовали и полировали ее, покрывали цветной гравировкой, могли наносить тончайшие узоры металлической инкрустации.
Искусство якутских косторезов разнообразно по своим формам. Тут и ажурная прорезная резьба предметов и украшений, и малая пластика, разновидностью которой являются традиционные якутские шахматы, и изготовление сосудов для кумыса — чоронов. Формы чоронов своеобразны и пластичны. Они ведут свою родословную еще от скифских сосудов с поддонами и ножками. Чороны украшаются орнаментами и нередко — скульптурными рельефами.
Мастеров волнуют самые разные темы. Почти одновременно рождаются и скульптурные композиции, навеянные древними легендами и сказками и произведения на сюжеты, взятые из истории, на темы актуальные именно сегодня. На выставке, проводимой в Московском историческом музее, посвященной северному искусству, рядом стояли работы: «Манчаары» (якутский легендарный герой) и «Изготовление кумыса».
Якутская скульптура выполняется из мамонтовой кости, которая имеет плотную структуру, красива своей матовой полированной поверхностью, чуть желтоватым теплым цветом. Эта кость легко режется и позволяет достичь особой пластики. Композиция всегда сохраняет компактную, чуть приземистую форму, она не очень сильно расчленена и всегда на подставке. Большое внимание мастер уделяет миниатюрной проработке лиц и передаче народной одежды. Произведения якутских косторезов обладают ярко выраженным национальным характером. Тут всегда присутствует сюжет, рассказ, происходит какое-то действие, что позволяет считать якутскую скульптуру жанровой. Особенно интересны произведения на исторические темы. Решены они всегда своеобразно — через легенду, сказку с ее метафорой, гиперболичностью, подчеркнутой динамикой, яркой декоративностью.
Чукотское искусство резьбы и гравировки по кости совсем иное. Тем и прекрасно народное творчество, что в каждом художественном промысле создаются свои, только ему присущие, уникальные изделия. Традиции резной чукотской кости насчитывают тысячелетия — об этом говорят раскопки археологов. Скупа по цвету северная скульптура из кости: белый цвет и холодноватая голубая гравировка на подставках. И в этой цветовой сдержанности — большая цельность и особая красота. Чукотская скульптура выполняется из моржового клыка. Его обработка сложна — у клыка тонкий поверхностный слой, пригодный для работы.
В чукотской скульптуре не используется ажурная прорезная техника, как у якутов. Нет и многофигурных композиций. Композиционные скульптуры появились здесь уже в советское время. Наиболее традиционны фигурки отдельно стоящих животных. Повадки зверя, его облик и характер чукотскому мастеру знакомы как охотнику, оленеводу и рыболову. Работы просто поражают своей правдивостью, необыкновенной жизненностью, высокими художественными достоинствами. Мастер умеет отобрать главное, наиболее характерное, в скупом движении передать все своеобразные позы и повадки животного. При этом сохраняется красота кусочка кости с ее мягкими плавными линиями, перетекающими один в другой объемами, без резких переходов, противопоказанных кости. Именно это и придает чукотской скульптуре совершенную пластику, особую музыкальность.
Только Чукотке свойственен уникальный вид народного творчества — цветная гравировка по кости. Она динамична, передает самые разнообразные сюжеты: древние сказки о солнце, о прекрасной девушке, об искусных охотниках и рыболовах, показывает и современные преобразования в краю. Скульптуры выполняют мужчины, а гравированные изделия — преимущественно женщины. Гравируются обычно бытовые предметы: стакан для карандашей, нож или просто клык моржа, на котором развернут целый рассказ в картинках.
Третий центр косторезного народного творчества находится в Тобольске. Русский косторезный промысел возник здесь в конце XIX в. Одним из излюбленных сюжетов в старое время были т.н. «остяцкие хозяйства» (ханты и манси в прошлом назывались остяки и вогулы). На подставке изображался чум — традиционное жилище остяков, люди в национальных меховых одеждах, рядом олени, собаки, нарты, на которых ездят на Севере, забавные бытовые сценки.
Тобольская скульптура сохранила свои традиционные черты: она многофигурна, повествовательна, как правило, выполняется на подставке. Например, на выставке была представлена скульптурка с сюжетом «Сказка о рыбаке и рыбке». Очень часто изображаются традиционные занятия северных народов. Но современного мастера интересуют не только бытовые сюжеты, но и любое событие из жизни. Вот дети идут в школу с портфелями, вот девочка с книгой…
В память об интересной, познавательной выставке я купила маленькую веточку ландышей на подставке, выполненную из оленьего рога.
Использованы иллюстрации bibliotekar.ru/rusKost