Как ельчане всем миром одну церковь строили?

Реклама
Грандмастер

Не знаю, как в других местах, а в Ельце и один в поле — воин. Вот, купец Заусайлов, например. Александр Николаевич. На его деньги и при его непосредственном руководстве в городе были построены не только Великокняжеский храм и Дом Призрения, но и дома для работников табачной фабрики, которой Заусайлов владел. Для детей беднейших работниц этого предприятия он на свои деньги построил бесплатный приют и ясли, которым специальным указом российского Президента в 1995 году присвоен статус памятника федерального значения.

С 2007 года в этом здании располагается «Музей народного искусства и ремёсел». А тогда дети получали здесь пищу, одежду и уход под наблюдением жены купца. Для города Александр Николаевич выделил деньги на строительство водонапорной башни и водопровода. И этот перечень далеко не исчерпывающий. О Заусайлове можно писать и писать.

Реклама

Да только ли о нём? В Ельце ведь были целые купеческие династии. Заусайловых, Черникиных, Ростовцевых, Валуйских… И многие из этих людей сделали очень многое для того, чтобы их родной город стал богаче, краше, благоустроеннее. Но… Всё-таки конкретный человек и его возможности — это одно. А вот когда за какое-то дело берётся всё общество, пусть и отдельно взятого города, тогда… Тогда и результат на выходе — совсем другой!

Ну, как в том же самом Ельце. Когда весь город, и не только он, одну церковь строил. Ту, что сегодня собором Вознесения Господня называется.

Идея строительства нового храма давно витала в Елецком воздухе. Но идея — идеей и витать она может долго. А вот чтобы реализоваться ей во что существенное, что руками потрогать можно, ресурс какой-то нужен. В первую очередь — деньги. С этого в далёком 1815 году ельчане и начали. Со сбора пожертвований, учет которых велся по традиции в специальной «снуровой» (прошнурованной) книге. Это была подлинно народная стройка. «Доброхотные» пожертвования собирались более три четверти века. И не только в Ельце. В Петербурге, Москве, на знаменитой в России Нижегородской ярмарке, куда ездили Елецкие купцы со своим товаром.

Реклама

И как денежные суммы стали по своему размеру более-менее приличными, собор-то в Ельце собирались строить немаленький, дело сдвинулось и начало потихоньку набирать обороты. Проект церкви был заказан харьковскому архитектору Данилову. В 1824 году он был готов. По замыслу архитектора церковь должна была быть в классическом стиле «итальянской архитектуры». Проект одобрило епархиальное начальство, но вот дальше… Дальше дело не пошло.

Что уж тогда случилось, навряд ли кто о том нынче нам расскажет, но сдаётся мне… Сказались тут особенности Елецкого характера. Такого, в хорошем смысле этого слова, понтового, со здоровым выпендрёжем. Все последующие события своим указующим перстом именно на это намекают. Причём так, достаточно красноречиво.

Реклама

В общем, в мае 1842 года ктитор (церковный староста) Иван Герасимович Петров направился в Москву. Решать вопросы. Да ни с кем-нибудь там. С самим Тоном. Да-да, Константином Андреевичем. Тем самым, что построил знаменитый на всю Россию храм Христа Спасителя в Москве. И не только его. Ещё — не менее известные Оружейную палату Московского кремля, Большой Кремлёвский дворец, первые здания вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге…

Именно Тона ктитор попросил составить проект и смету на строительство храма. Нет, вы представляете?! Приезжает уездный церковный староста к придворному архитектору… Как он смог пробиться к нему? Что говорил Тону? Но факт остаётся фактом. Заказ Константин Андреевич принял. И уже в ноябре выдал проект на гора.

Реклама

В мае следующего, 1843 года, была готова и смета. В том же году проект одобрило Главное управление путей сообщения и публичных зданий, а 25 ноября он был «высочайше утвержден» Николаем I. При этом Государь Император посчитал возможным наложить резолюцию. Интересную такую. Он «повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение».

А проект и действительно был хорош. В византийском стиле. Общую длину основного здания Тон запроектировал в 132 аршина (97 метров). Трапезной и храма — 38 и 48 аршин (соответственно 27 и 34 метра). Высота храма с крестом должна была составить 105 аршин (74 метра) и более чем в полтора раза превосходила отвергнутый ранее проект харьковского архитектора.

Реклама

Торжественное богослужение по случаю закладки собора состоялось в день коронации царствовавшего тогда Николая I — 22 августа 1845 года. Началось строительство храма.

Огромное здание, на возведение которого только кирпича должно было пойти более 10 миллионов штук, архитектор предполагал построить за 6−7 лет. Но… Скоро сказка сказывается. А дело… Ох, как тяжело подчас идёт. Тем более, когда такая громада.
Долгих 44 года прошло до освящения храма в августе 1889 года.

Но, несмотря на столь солидные сроки, собор так и не достроили. В чертежах остались два ажурных крыльца над его южным и северным входами. Не удалось полностью расписать стены храма. А сам он остался без колокольни, которая проектировалась Тоном на 10 аршин (7 метров) выше креста главного купола.

Реклама

Перед восхищённым взором ельчан предстал одноэтажный храм, чья композиция складывалась из недостроенной колокольни с западной стороны собора, трапезной и огромного кубовидного четверика, увенчанного пятью луковичными главами, покоящимися на восьмигранных световых барабанах — с восточной. Такой же она остаётся и ныне.

Алтарная часть собора имеет три полукруглые апсиды, средняя из которых больше боковых. Величественный подклетный (цокольный) этаж и фундаменты выполнены из известняковых блоков, стены здания и купола — кирпичные. Все детали наружного оформления: килевидные кокошники в основаниях барабанов глав и в верхней части собственно четверика храма, луковицы глав, колонны-дудочки, крыльца-сени, пышные завершения наличников — ничто иное, как стилизованные формы русского и византийского зодчества, традиционно применявшиеся ранее при возведении небольших древнерусских храмов. В то же время высокие узкие окна — явный элемент классицизма.

Реклама

Проект внутреннего убранства собора разработал ученик Тона, известный московский архитектор Александр Степанович Каминский. Большинство из 220 живописных полотен храмовой части собора — стенные росписи, иконописные работы — выполнены выдающимися русскими художниками-передвижниками Алексеем Корзухиным и Клавдием Лебедевым. Росписи внутренней сферы купола, стен над иконостасом, верхний ряд икон в нём самом и его же центральный образ — «Распятие Христа» — это работы академика живописи Алексея Ивановича Корзухина.

Кисти его ученика, тоже академика, Клавдия Васильевича Лебедева принадлежат остальные настенные росписи и иконы иконостаса. Им расписаны не только стены, но и столбы храмовой части собора. Иконы двух нижних ярусов центрального, левого и правого иконостасов — всё это дело искусных рук этого мастера-живописца, чьё творчество до сих пор так по достоинству и не оценено. А ведь им и его учителем проделана огромная… Титаническая работа.

Реклама

Но всё это — наличники, кокошники, внутренне убранство — потом. Когда присмотришься и разглядишь. В первую очередь Вознесенский собор поражает своими размерами. Удивительно, но небольшому уездному городу удалось переплюнуть всю России. Ну, за исключением двух столиц. Главная Елецкая церковь по своим строительно-архитектурным параметрам была и остаётся третьим храмом страны. Больше неё только Исаакиевский собор и храм Христа Спасителя.

Вот так — если всем миром и вместе — многое можно на свои плечи взваливать. И делать. А как закончишь работу и отойдёшь чуть в сторонку, чтобы получше рассмотреть — а что же получилось в итоге…

Ничего так получилось. Очень даже прилично. Смотрите, люди добрые, и удивляйтесь. Тем более, что как подходишь к этому проклятому мосту через Быструю Сосну со стороны Воронежа… С горки, перед самым спуском к реке, собор очень хорошо виден. И так внушительно смотрится…
_____________________________________
В качестве иллюстраций к тексту использованы фотографии с сайта www.elphoto.narod.ru

Реклама