Князь Владимир, наблюдая за своими людьми, заметил, насколько отличается грубое яростное язычество от высокого христианского учения, ведь в Киеве обитало много христиан, да и в дружине их было немало. Стал Великий князь колебаться в своей вере — и об этом сразу же узнали в соседних странах. Древняя летопись передаёт такое развитие событий:
В 986 году из Болгарских земель к Владимиру на поклон пришли мусульманские послы. Сказали они ему:
— Вот, ты мудрый князь, а истинной веры не знаешь. Прими же нашу религию.
— Какова же ваша вера? — спросил Владимир.
— Веруем мы в единого бога, а Магомет заповедует нам свинины не есть, вина не пить.
Затем рассказали болгары о рае, где праведные люди после смерти вечно наслаждаются. Пришёлся по душе Владимиру рассказ о будущей жизни, да вот запрет на свинину, а в особенности на вино не понравился Князю.
— «Руси веселье есть питьё, не можем без него быти», — сказал он и отпустил магометан.
Затем пришли к Владимиру немцы, послы от римского папы. Князь выслушал их и отправил к себе в Германию.
— Наши отцы не принимали вашего закона, — сухо ответил он им.
Из хазар к русскому правителю пришли иудейские проповедники. Говорили они Князю:
— Слышали мы, что к тебе приходили магометане да немцы, предлагали свою веру. Христиане верят в того, кого мы распяли — мы же поклоняемся единому богу Авраама, Исаака и Иакова.
— В чём же состоит закон ваш и где земля ваша? — спросил Владимир.
— Свинину не есть, да субботу чтить. А земля наша в Иерусалиме.
— Там ли? — удивлённо переспросил Владимир.
— Бог разгневался на отцов наших, рассеял он нас по разным странам, а землю нашу отдал христианам.
— Как же вы других учите, когда сами богом отвергнуты за грехи? — Рассердился Владимир. — Хотите, что бы и Русь богом проклята была. — И ушли ни с чём хазарские послы.
Прислала и Византия своего человека — учёного и красноречивого философа. Рассказал он Владимиру о сотворении мира, грехопадении Евы, об истории евреев и рождении Иисуса Христа. Сказал он Владимиру, что тот, кто не крестится, будет мучиться в аду, а крещёного ждут великие радости на райской стороне. Задумался Владимир и, одарив греческого проповедника дарами, отпустил он его с миром. Не решался Князь выбрать какую-либо из религий. Тогда отправил он своих послов в центры всех религий и наказал посмотреть да разведать, как у них службы в храмах проводятся.
Через год вернулись Князевы люди и поведали, что не понравились им простые да некрасивые обряды в Болгарии да Германии, зато в Царьграде приняли их со всеми почестями, да в храм проводили. Вот что они говорили:
— Не знали мы, где находимся, то ли в храме у греков, то ли на небе — настолько красиво убранство стен и одежд, и службы проводятся чинно и только дурак не будет очарован речами греческих служителей. Если бы худ был закон греческий, то не приняла бы его твоя бабка, мудрая Ольга.
Может быть, приукрашенная, но, тем не менее, с долей правды, летопись гласит о том, что приглянулось Владимиру православное христианство.
Принял Крещение Владимир со всей дружиной и взял себе христианское имя Василий. Первое, что он сделал — приказал уничтожить языческих идолов: изрубить, сжечь, сплавить по реке. Многие, при виде такого поругания над богами горько плакали, не все русские люди готовы были принять новую веру. Тогда Владимир повелел всем киевлянам придти к Днепру для крещения: «Кто не со мной — тот против меня», — сказал Великий князь. С этого началась история христианизации Руси. Владимир повелел во всех городах ставить церкви вместо языческих капищ и кумиров, насильно крестить людей — но, тем не менее, процесс замены веры затянулся на две сотни лет.
До сих пор никто не может сказать, насколько правдивы и верны эти толкования, до сих пор существует множество версий о процессе принятия христианства. До сих пор многие люди спорят о правильности выбора Владимира, насколько полезно было принятие христианства для Руси. Сейчас уже бесполезно говорить и делать прогнозы о том, как сложилось бы история, если бы Владимир оставил язычество. Выбор был сделан давно, а с прошлым надо считаться…