Как-то случайно забрел в сквер на Болотной площади и невольно открыл для себя скульптурную композицию под названием «Дети — жертвы пороков взрослых», которая, как утверждает Интернет, входит в топ-лист самых необычных и скандальных памятников Москвы.
Композиция, открытая 2 сентября 2001 года, является подарком столице от известного скульптора Михаила Михайловича Шемякина и символизирует призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущих поколений.
Наибольшие споры в свое время развернулись вокруг места установки «подарка городу». Представители возмущенной общественности протестовали против «памятника человеческим порокам» в самом центре недалеко от Кремля. Такого же мнения придерживалась специальная комиссия при Мосгордуме. Однако мэр Лужков, «посовещавшись», принял волевое решение, и скульптура установлена там, где стоит сегодня.
На мой взгляд, место подобрано очень удачно: на площади, куда для традиционного фотографирования в день бракосочетания приезжают свадебные кортежи. Далее, прогуливаясь вдоль ухоженных газонов, в восточной части площади молодожены видят весьма поучительную композицию, предостерегающую, от каких социальных язв им предстоит оберегать свое потомство.
Сама композиция, выполненная в жестком стиле гротеска, не объект для получения эстетического наслаждения, а потому мало кого оставляет равнодушным. Отклики и оценки кардинально разнятся: от категоричного непринятия до полной восторженности. Лужков, а идея создания монумента принадлежит именно ему, назвал работу Шемякина «мощной, глубоко философской композицией» и отметил, что «дети — слабые существа, и они нуждаются не только в воспитании, но и в защите от тех пороков, которые буквально пропитывают наше общество».
Доктор психологических наук В. Абраменкова разглядела в нем посягательства ЦРУ на нашу культуру, скрытое масонство и попытки разложить православную мораль. Из-за возможных актов вандализма, скульптуру даже обнесли металлической решеткой и выставили милицейскую охрану. Однозначно лишь то, что памятник не для детей, а именно для взрослых, которые должны задуматься о своей ответственности за потомков.
Лично мне показалось, что М. Шемякин поднимает актуальную и животрепещущую проблему порочного воспитания в современном обществе. Показательно то, что под ногами у детей лежат книги
Наркомания — ангел смерти во фраке графа Дракулы, со шприцем и мешочком героина в руках, предлагающий «улететь» от жизненных проблем.
Проституция в мерзком образе жабы (перекликается с царевной-лягушкой) с пухлыми губами и пышными формами, но бородавками по всему телу и змеями на поясе. В широком смысле — это безнравственность и лицемерие, когда нет настоящих чувств и эмоций. Автор одного из блогов утверждает, что лицемерие складывается по мелочам: из критики ушедших гостей, лжи, дежурной улыбки, обыденного «скажи, что меня нет».
Воровство в виде слащавой и хитрой свиньи, размахивающей тонкими и изящными пальцами украденным денежным мешочком. За спиной у нее мешок с надписью «оффшор» и банковскими реквизитами. В нашей обыденной жизни — это не только взяточничество (и получение, и дача), но и страсть к накоплению материальных ценностей, завышенная оценка значимости вещей. Ребенок по-своему понимает нашу страсть и из-за этого впитывает искаженную мораль и ложные ценности.
Алкоголизм — как восседающий на бочке осоловелый бог из древней мифологии с двойным подбородком и большим животом.
Невежество — эдакий беззаботный и праздно веселый осел с шутовской погремушкой и часами в руках, доказывающий обратное известной поговорке: потехе — время.
Лжеученость в строгой монашеской рясе, с закрытыми глазами демонстрирующая свиток с псевдонаучными знаниями, безответственное использование которых приводит к техногенным катаклизмам, разработке опасного оружия и противоестественному вмешательству в природу. Последнее символизирует двуглавая клонированная собака-мутант, которой она управляет как марионеткой на ниточках. В качестве примера лжеученности М. Шемякин приводит «страшную историю в Америке, когда из-за разрекламированных успокоительных таблеток для беременных, родились детишки без рук и без ног».
Война (очень схожа с боевым дроидом из тех же «Звездных войн») — еще один ангел смерти в виде ястреба в доспехах и в противогазе, который предлагает детям закованного в бомбу Микки-Мауса.
Нищета — иссушенная босая старуха с обвисшими грудями, в рванье и с посохом, протягивающая руку за милостыней. Очень спорным для публики показалось отнесение бедности к числу пороков, которая, как гласит пьеса Островского, им не является. В свою очередь оппоненты цитируют известного персонажа Достоевского: «бедность не порок, это истина. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».
Здесь уместна аллегория с нищетой в духовном плане, отсутствием стремления к достижению значимых целей, приспособленчеством к бытовым условиям, довольствие малыми подачками. Воспитываемое неверие в себя, культивируемая слабость к жизненным трудностям — ребенок еще не попробовал, а мы уже говорим «мал, не получится» или «это не так просто, нужно долго учиться».
Эксплуатация детского труда представлена птицей-фабрикантом с огромным клювом, приглашающей пройти на свой завод с оттисками детских ладошек на стенах за запертыми воротами. В переносном смысле — это безрадостное и рутинное детство, обыденность, неоправданная эксплуатация чувства долга.
Беспамятство в форме позорного столба с ползущими по нему змеями.
Садизм в образе не чувствительного к чужой боли свирепого носорога с распростертыми объятиями поддерживает выпирающее брюхо веревкой с петлей. Иносказательно — это та же страсть взрослых к запретам и чрезмерному доминированию над волей детей, консервативное обучение жить «как надо», которые ведут к подавлению творчества и тиражированию собственных комплексов и ошибок.
Пропаганда насилия в виде Буратино, предлагающего широкий выбор средств насилия на щите, с фонарем над стопкой книг, среди которых «Майн кампф». Между тем, сегодня самым популярным средством пропаганды насилия стали детские компьютерные игры, детское кино и мультипликация — уровень агрессии после них просто зашкаливает.
В центре композиции над сонмом пороков на пьедестале возвышается скульптура, олицетворяющая худший из них — двуликое равнодушие с закрытыми глазами, заткнутыми ушами, сложенными на груди руками и с гробовидным телом. В одном из интервью М. Шемякин называет равнодушие самым главным людским пороком, так как бесчувственность к ближнему — «корень всяческого зла».
Дай Бог, чтобы наши дети никогда не сталкивались с равнодушием и черствостью!