Деятельность МИТ должна была быть, согласно его уставу, направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех деятелей мира», и потому Международный день театра является, прежде всего, днём театрального единства.
В связи с этим в Москве, одном из мировых театральных центров, ежегодно в марте проводится фестиваль «Золотая маска», который длится почти месяц.
Вот и в этом году 10 марта в столице начался юбилейный, пятнадцатый по счету фестиваль-премия «Золотая маска», который будет проходить по 27 апреля. На нем будут представлены как лучшие московские постановки, так и спектакли из разных городов России, стран СНГ и Балтии. Венцом марафона станет традиционное вручение премий «Золотая маска», ежегодно присуждаемых лучшим спектаклям, актёрам и режиссёрам.
Премии этого фестиваля также удостаивается и лучший зарубежный спектакль, показанный в России, ведь Россия поддерживает культурные связи более чем со 120 странами, обмениваясь с ними гастролями театральных коллективов. Царский подарок преподнесла в этом году «Маска» поклонникам балета: в рамках программы «Легендарные спектакли и имена ХХ века» она привезла в Москву постановки двух корифеев современной хореографии — Иржи Килиана и Уильяма Форсайта, а также новую сольную программу французской балетной суперзвезды Сильвии Гиллем, что стало главной «фишкой нынешней афиши».
Редко, наверное, можно встретить человека, который не любил бы театр! Мои родители, например, были завзятыми театралами. Они обожали оперетту. Ворох театральных программок в книжном шкафу, мелькающие в разговоре названия оперетт, мама, наряжающаяся на очередную премьеру и скучающий (но не подающий виду) отец в ожидании — это было атрибутами наших выходных в той, ещё советской, жизни.
А мне не нравилась оперетта, и я, со свойственным моему возрасту юношеским максимализмом думала: «И чего хорошего?! Прыгают по сцене и поют. Так же в жизни не бывает! Ну никто же песней на вопрос не отвечает — глупость какая, право слово!» Мне больше нравилась серьёзная драма, и иногда я выбиралась в театр то с подружкой, то с классным походом.
Тогда я впервые посмотрела «Оптимистическую трагедию» и модные в то время спектакли о любви — «Валентин и Валентина», «Варшавскую мелодию». Там же, в нашей местной «драме» я увидела «Служебный роман» о вспыхнувших вдруг чувствах между подчинённым Новосельцевым и начальницей Калугиной. Одноимённый фильм с Алисой Фрейндлих и Андреем Мягковым в главных ролях на тот момент ещё не существовал, а спектакль мне очень понравился.
Я увлекалась собирательством открыток с портретами любимых артистов. Наталья Варлей — наша знаменитая «кавказская пленница всех времён и народов», множество портретов которой до сих пор хранится у меня, как драгоценность, была моей «первой любовью» — да так, наверное, и осталась ею навсегда.
В юности все артисты казались мне какими-то сверхлюдьми, недосягаемыми кумирами, авторитетами и вершинами. Но вот проходит время и, оглядываясь назад, понимаешь, что все они — такие же люди — с разными, не всегда счастливыми судьбами, со своими человеческими радостями и трудностями, и «скелетами в шкафу», со своими пристрастиями, и даже фирменными кулинарными рецептами…
Кумиры даже умирают! Вот и нет уже с нами многих наших любимых актеров — Абдулова, Филатова, Полищук, Гундаревой, Леонова… Папанова и Миронова, Румянцевой и Мордюковой, Клары Лучко (все они играли с одинаковым успехом и в театре, и в кино)…
Ну как это — нет Гундаревой?! Как это — нет Леонова, Абдулова?! Как это, как это, как это?! …Нет даже великой и легендарной троицы — Балбеса, Труса и Бывалого (Никулин, Вицин, Моргунов)! Как это?! Ведь только недавно они были с нами!
— Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины — все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
(В.Шекспир «Как вам это понравится»)
И потому, наверное, что все мы в жизни, как и артисты на сцене — тоже играем разные роли, и в жизни каждого из нас также присутствуют драма, и комедия, фарс и шоу, нас так притягивает театр. И потому ещё, что театр — это общение: между актёрами, между актёрами и зрительным залом… А ещё театр — это таинство, загадка, где происходит непостижимое, когда талант, мастерство и харизма служителей Храма искусства заставляют современных, прагматичных людей вдруг поверить в подлинность всего, разыгрывающегося на сцене.
И мы с радостью стремимся из будничной повседневности навстречу фантастическому миру ярких и высоких чувств, бурных страстей и благородных стремлений, чтобы вновь и вновь полюбоваться вечно юными Ромео и Джульеттой, посмеяться вместе с находчивым, остроумным Фигаро или над незадачливым Городничим.
Часто актерский путь труден и тернист, но всё же это — радостное творчество для тех, кто влюблён в своё дело. Ведь актер — это не просто профессия, а раз и навсегда избранная форма бытия и, прежде всего, — любовь к сцене и зрителям. Без настоящей любви к театру не было бы великих актёров.
Россия была и есть великой театральной державой. Александр Сумароков, первый директор Российского театра, наверное, не мог себе и представить, как далеко за пределы его родины шагнёт слава великих театров и актёров России, а знаменитая система актерского мастерства Станиславского станет основой обучения во многих зарубежных театральных школах.
Что же касается любых праздников, отмечаемых в театрах, то существует незыблемая традиция: капустники. В своей книге «Моя жизнь в искусстве»
«Веселые вечера, на которых исполнялись пародии и шутки, артисты Художественного театра сначала устраивали для себя и своих приглашенных друзей, а затем уже на капустники стали приглашать публику.»
Разнообразная программа капустников строилась из шуточно-юмористических представлений пародийного характера — в основном на злободневные темы. А так как капустники обычно устраивались во время Великого поста, то и название своё они получили по традиционному великопостному блюду — капусте. На таких вот подобных традиционных капустниках, наверное, и по сей день угощает друзей-актёров Наталья Варлей своим знаменитым пирогом с капустой по собственному рецепту, ставшим уже притчей во языцех и описанным Андреем Макаревичем в книге «Смак. Встречи на кухне». Вот как он готовится (попробуйте-ка, испеките, приобщитесь к великому искусству!):
Пирог Капустный от Натальи Варлей
Дрожжи (чуть больше половины палочки) размешать в 2/3 стакана тёплой воды с чайной ложкой сахара. Размягчённое сливочное масло (200 г) перетереть с 3 стаканами муки до состояния мелкой крошки и влить туда распустившиеся дрожжи, добавив столовую ложку растительного масла. Размешать до однородной массы и поставить на полчаса в тёплое место.
Отварить или потушить в кастрюле мелко нарезанную капусту. Посолить и откинуть на дуршлаг. Два сваренных вкрутую яйца, пучок укропа, петрушки или зелёного лука мелко порезать. На нижнюю половину пирога на противень выложить слоями капусту, яйца, сверху посыпать зеленью. Накрыть второй частью, защипнуть края, верх проткнуть вилочкой в нескольких местах и смазать белком или маслом. Выпекать при 150−180°С.
Приятного аппетита и с праздником вас — Международным днём театра!