Вышедшая в 1908 г. книга «Разведка для мальчиков» положила начало мировой педагогической системе «скаутинг». Для внешней стороны этой системы характерны живописная и необычная для того времени форма с разноцветными галстуками, походы, лесные лагеря, дежурства у костра, спорт и романтика приключений, знамена и патрульные флажки, эмблемы, стенная газета, патрульные дневники. Впоследствии появились гимн, моральный кодекс и правила поведения.
Перевод книги Р. Баден-Пауэлла под названием «Юный разведчик» был издан в России по указанию Николая II Генштабом в 1909 г. Первые скаутские отряды мальчиков созданы в Царском Селе в 1909 г. поручиком
Структура скаутских отрядов включала скаутмастеров, патрульных (старших звена) и скаутов. В скауты принимались с письменного согласия родителей мальчики с 12 до 18 лет, младшие группы — «волчата» (от 8 до 12 лет) — возникли несколько позднее. В 1912 г. энтузиаст В. Янчевецкий (будущий писатель В. Ян) через журнал «Ученик» ввел для скаутских отрядов тренировки по 44 специальностям спортивного, гражданского и военного профиля: плаванию и гребле, тушению пожаров, оказанию медицинской помощи, музыке, электротехнике, стрельбе, столярному, кузнечному, переплетному, слесарному делу, пчеловодству, вождению паровозов и автомобилей, поварскому делу и многому другому. Если сначала стояли задачи военного воспитания, то позднее преобладали задачи нравственного и физического совершенствования.
В первую мировую и гражданскую войны скауты были связистами в военных организациях, несли сторожевую службу, работали в санитарных поездах, помогали беженцам и голодающим, боролись с беспризорностью и принимали посильное участие в других общественных делах. При этом руководители скаутских групп работали добровольно и бесплатно.
Скаутское движение в России быстро росло, и к 1918 г. скаутские отряды были в 150 городах и местечках. В 1918 г. в связи со сменой политического режима, только что созданное Всероссийское общество «Русский скаут» (ВОРС), как буржуазное, не могло продолжать существование. По социальному происхождению скауты, преимущественно, были детьми тех, кого в конце XIX в. именовали разночинцами, в 1918 г. — мелкой буржуазией, а по нынешним меркам это трудовая интеллигенция.
Несмотря на декларированную аполитичность (скаут мог быть членом любой партии, но организация — вне политики), в гражданскую войну часть скаутских отрядов выступала на стороне белогвардейцев и оказалась в эмиграции, другая часть примкнула к комсомолу. Основная же масса до 1922 г. находилась в состоянии поисков своего места во вздыбленной России.
В 1918 г. из распавшегося ВОРСа возникли отряды левого направления: ЮК-скауты (юные коммунисты), «пролетарские скауты» и другие, существовавшие при Наркомпросе, Наркомздраве и Всеобуче. Организационные формы и методика занятий дореволюционного Общества по системе «скаутинг» были сохранены полностью. Но скауты существовали параллельно с комсомолом и шла отчаянная борьба за идейное влияние на юное поколение. Комсомол попытался поставить Юккам политруков и комиссаров, а когда те не прижились, распустил ЮКов.
После распада ВОРСа и ЮКов стихийно стали возникать небольшие автономные скаутские группы, искавшие возможности легальной работы. Однако в марте 1921 г. большинство этих групп было расформировано. Комсомол в очередной раз ставил им в вину аполитичность, веротерпимость. При сильном политическом давлении со стороны комсомола 13 мая 1922 г. Московское губернское совещание скаутмастеров подписало декларацию о работе в летней организации совместно с комсомолом. Было решено переименовать скаутов в пионеры. Скаутский значок с лилией был заменен значком с костром, а синие галстуки — на красные. Вскоре аналогичную декларацию подписали петроградские скауты. При этом произошел раскол — часть скаутов не пошла с пионерами.
Некоторое время пионерские и скаутские отряды сосуществовали, но в октябре 1922 г. началась ликвидация скаутов. Часть скаутов ушла в подполье. В апреле 1926 г. ОГПУ произвело массовые аресты скаутов, и начался их крестный путь — Лубянка, Бутырки, Соловки (СЛОН, СТОН)… Вторая волна массовых арестов прошла в 1932 г., при паспортизации, когда забрали не только отбывших первые сроки, но и подросших «волчат». В 1937 г. добрались и до комсомольских вождей, припомнив им скаутскую юность.
В 1964 г. все скауты были реабилитированы. Часть из них — посмертно. Теперь стало понятным, какова была их «вина»: скауты оказались правы, избрав вечные общечеловеческие ценности.
Всероссийский съезд скаутов 1990 г. в Москве возродил после 70 лет политического небытия эту достойную организацию юношества.