В 1414 году в семье законоведа из селения Харджард родился мальчик, которого назвали Абдуррахманом и которому суждено было сыскать славу великого поэта, ученого, философа, музыковеда и стать известным всему миру под литературным псевдонимом Джами.
С четырех лет мальчик начал посещать школу. Когда ему исполнилось одиннадцать лет, семья переехала в Герат (город на территории современного Афганистана), где юный Абдуррахман продолжил свое образование.
Незаурядная эрудиция и пытливый ум позволили ему в двадцатилетнем возрасте написать комментарии к астрономическому трактату, который он послал в Самарканд, в знаменитую обсерваторию Улугбека. И вскоре он получил приглашение переехать в этот город. Один из видных ученых Самарканда, Кази-заде Руми, познакомившись с Джами, сказал о нем: «С тех пор как существует Самарканд, еще не переправлялся к нам через воды реки Аму человек, равный по уму, благородству и находчивости этому юноше из Джама».
По свидетельству современников, он выделялся неординарным чувством собственного достоинства и гордым, независимым нравом.
Глупцов и подлецов, о ты, мой юный друг,
Во имя благ мирских не восхваляй беспечно.
Мы блага обретем и выпустим из рук,
А их цена — позор — останется навечно.
После смерти Улугбека поэт возвратился в Герат. В последующие годы он много путешествовал, знакомился с жизнью людей в различных странах. Не находя оправдания повсеместным кровопролитиям в борьбе за власть, грабежам, нищете и забитости народа, Джами в «Книге мудрости Искандера» создал образ идеального государства, своего рода социальную утопию:
То город был особенных людей.
Там не было ни шаха, ни князей
Ни богачей, ни бедных. Все равны.
Как братья, были люди той страны.
Был труд их легок, но всегда у них
В достатке было от плодов земных.
Их нравы были чисты. И страна
Не ведала, что в мире есть война.
У каждой их семьи был сад и дом,
Не заперт ни затвором, ни замком.
Отвергнув приглашения многих правителей, Джами избрал уединенный образ жизни, посвящая свой досуг литературе и наукам, создавая научные работы в таких областях, как поэтика, музыка, история, философия, геометрия, богословие и другие. Причем некоторые из них и сегодня не потеряли своего научного и практического значения.
И уж совсем неподвластными времени оказались его стихи, крайне разнообразные по жанровым формам. В стихах Джами наблюдается определенная противоречивость между гуманистическим жизнеутверждающим пафосом и мистической идеей покорности богу. Противоречива была сама эпоха, сама жизнь вокруг поэта. И если его утопичная вера в идеальную жизнь без правителя или, наоборот, в идеального правителя продиктована временем, то человеколюбие, стремление к добру, добродетельное начало его стихов не вписываются ни в какие временные рамки. И разве не современно или сколь-нибудь утопично звучат следующие его строки:
Пять важных правил в жизни соблюдай,
И на земле увидишь светлый рай:
В делах мирских не возмущай покой,
Зря не рискуй своею головой,
Здоровье береги, как редкий клад,
Живи в достатке, но не будь богат,
И пусть приходит разделить досуг
К тебе надежный и сердечный друг.
Литературное наследие поэта велико. Его перу принадлежат сборники любовной лирики, философского стиля, религиозно-мистического содержания, семь прекрасных поэм, известных как «Семерица Джами», написанная в подражание Саади книга «Весенний сад». Жизненным девизом поэта могло бы прозвучать следующее двустишие:
Добро безмерно, как вода бездонного колодца,
Будь добрым к людям, и всегда добро к тебе вернется.
Талантливая молодежь стремилась к Джами как к духовному наставнику. Понимая важность образования, Джами на свои средства построил два медресе и, оставаясь верным заповедям доброты, основал обитель для дервишей и дом для ночлега путников. В 1492 году поэта не стало. Целый год оплакивали его жители Герата. И сегодня его гробница является местом паломничества.