А если бы вы решились составить домашнюю коллекцию дисков с самыми лучшими русскими фильмами, то какие бы киноработы в нее вошли?
Хорошие отечественные фильмы есть, их гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. А вот официального «рейтинга лучших» нет, хотя попытки собрать сотню самых выдающихся киноработ наших режиссеров были. К примеру, русская редакция журнала «Empire» провела голосование среди своих читателей, по результатам которого опубликовала сотню лучших русских фильмов.
Какие фильмы вошли в этот список? Надо признаться, что первая десятка лучших меня немного покоробила, поскольку, как оказалось, самых лучших фильмов я или не видела, или видела, но давно, а потому имею о них весьма смутное представление. Что же, есть к чему стремиться.
Последнее место в рейтинге занял фильм «Живет такой парень» с Леонидом Куравлевым в главной роли. По мне бы за одну только фразочку «Сфотографируем по стаканчику», ставшую крылатой, этот фильм о человеке, который становится счастливым, если всем вокруг хорошо, вполне заслуживает и места повыше.
А последнее место в первой десятке занял фильм «Андрей Рублев», который я, к стыду моему, не могу заставить себя посмотреть. Видимо, я еще не очень хорошо воспитана, поскольку, судя по исследованиям журнала «Empire», каждый воспитанный человек должен посмотреть этот фильм, хотя бы потому, что в 1978 году он вошел в список ста самых лучших фильмов мировой кинематографии.
На девятом месте фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», снятый еще в 1925 году. Этот фильм попал в дюжину лучших фильмов всех времен и народов, его оценили и американские киноакадемики, и кинокритики, сто десять из ста семнадцати которых отдали в 1958 году за него голоса в Брюсселе. А в 1978 году киноведы мира признали этот фильм «лучшим из ста лучших».
Восьмое место в рейтинге получил мой самый любимый отечественный фильм — «Иван Васильевич меняет профессию». Я глубоко убеждена, что рассмешить людей гораздо сложнее, чем заставить плакать. Наверное, мое КВНовское прошлое убедило меня в этом. Замечательная русская комедия «Иван Васильевич меняет профессию» — это уже не фильм, это уже памятник советской кинематографии, разошедшийся на цитаты и куплеты. Сотый раз смотрю — и сотый раз смешно. Что тут еще скажешь?
Седьмое место у фильма «В бой идут одни старики», о котором вряд ли нужно что-то говорить. Каждый год девятого мая, в День Победы, я смотрю этот фильм, и каждый раз испытываю те же самые чувства, которые испытала при первом просмотре — гордость и скорбь. Вообще, отечественное кино о событиях Великой Отечественной войны — это разговор отдельный. Это целый пласт русской кинематографии, который трудно анализировать и оценивать, потому что эмоции захлестывают…
«Солярис», которому отдано шестое место, не видела. Но книгу читала. От книги в восторге, а тот факт, что фильм назван одним из самых лучших, убеждает, что и кино стоит посмотреть.
На четвертом месте рейтинга — обласканный «Оскаром» и тысячами женских сердец фильм «Москва слезам не верит». Для меня концепция женского счастья, показанного в фильме, довольно спорна, но фильм очень хороший, актеры играют великолепно, история пронзительная и трогательная. То есть фильм достоин не только четвертого места, но и первого.
Но на первом месте, обойдя фильмы «Собачье сердце» (3-е) и «Летят журавли» (2-е), оказался фильм «Сталкер». Замечательный фильм Андрея Тарковского о том, что в Зоне под названием «Жизнь» «прямой путь — не самый короткий».
Далеко за пределами первой десятки в этом рейтинге оказались любимые многими фильмы «Девчата» (13 место), «Служебный роман» (11 место), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (17 место) и «Белое солнце пустыни» (27 место). Далеко от верхних строчек оказались и такие прекрасные киноработы, как «А зори здесь тихие» (30 место) и «Мимино» (54 место). Всю сотню перечислить можно, но на первом месте все равно должен быть только один.
Радует другое: отечественный кинематограф уже давно доказал всему миру, что талантливые режиссеры есть и у нас. Остается только дождаться того момента, когда новое поколение кинодеятелей вспомнят сами себя и еще раз покажут миру хорошее русское кино.