Так, например, однажды правитель Илиополя по доносу прежних поклонников Евдокии послал своего сына арестовать ее, но тот неожиданно смертельно заболел и лишь молитвами святой был возвращен к жизни, заслужившей тем признательность всей его семьи. Впрочем, преемники этого правителя вновь подвергли Евдокию преследованиям и, в конце концов, она была обезглавлена в 170 году н.э. без суда и следствия.
Русский народ с днем 14 марта связывал приметы, в результате которых в народном календаре Евдокия (Евдокея, Авдотья) получила множество прозвищ. Например, Весновки или Весенницы, поскольку в этот день проходила первая встреча весны — окличка. Считалось, что Евдокия хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет — так и задержит либо морозы напустит. Евдокия Весновка у наших предков была большим и веселым праздником. С этого дня начинали петь хороводные песни-веснянки и не прекращали их до самой Троицы.
Начало весенних ветров тоже ассоциировалось с 14-м марта, поэтому Евдокию прозвали еще и Свистуньей, приговаривая: «Вот те на! Приехала Свистунья». Кроме того, в это время полагается просыпаться сурку и начинать свистеть — тоже признак весны.
А еще Авдотью-Евдокию-Евдокею именовали Плющихой, Плюшнихой — из-за того, что снег начинал «плющиться», то есть оседать, слеживаться при таянии. Потому и говорили: «Плюшниха провела плюшки».Таяние обеспечило ей и другие прозвища: Евдокия — подмочи порог, Авдотья — замочи подол.
А еще подмечали погоду:
Евдокия красна, и весна красна;
Евдокия весну снаряжает;
Если грачи прилетели до Евдокии — лето будет мокрое, а снег сойдет рано;
Какова Евдокия, таково и лето;
Смотри лето по Евдокии;
На Евдокию погоже, все лето пригоже;
На Евдокию снег — к урожаю, теплый ветер — к мокрому лету, сиверко — к холодному;
На Евдокию ясно — год прекрасный; коли пасмурно да хмуро — год плохой; Коли курочка на Евдокию напьется — то и
Кроме того, ясный, солнечный день 14 марта предвещал урожай огурцов, груздей, пшеницы, ржи и трав. На Евдокию оканчивались сроки зимних наймов и начинались весенние, которые оговаривались примерно так: «С Евдокии до Егорья; с Евдокии по Петров день»
По стародавним обычаям на Евдокию-Плющиху полагалось умывать детей снежницей,
Венок возлагался на «голову» этой горы, в центр ставились лучины, меж ними проносилась чарка с настойкой, а угольки высыпались между лучиной и сухими стеблями венка. По завершении заветного сооружения женщина валилась на землю и с криком сдирала с себя одежду, катаясь по снегу. Считалось, что от этого тело «загорается» и «зажигает» все принесенные компоненты: лучины, угли, венок и настойку. После этой процедуры надо было сначала выпить настойку, потом одеться и идти к мужу, который не может не захмелеть от ее напоенного вешним духом тела…
Ну, как, будем весну окликать? Тогда повторяем громко и уверенно: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!». И так три раза подряд.