Очень, надо сказать, познавательная серия, которая во всех подробностях знакомит юных зрителей с процессом создания одежды — от собирания хлопка до выкройки и шитья. Кстати, эта серия принесла мультфильму производства Чешской киностудии короткометражных фильмов (Прага) главный приз на кинофестивале в Венеции.
Что может сказать больше слов?
Но потом крот… замолчал. Во-первых, автор фильма Зденек Миллер (21 февраля 1921 года рождения) решил сделать паузу аж до 1963 года. И новая серия была совсем другой. Крот немного изменился внешне и перестал говорить. Причина — в низком качестве дубляжа. Чтобы поставлять мультфильм за рубеж, проще было отказаться от речи. Так и поступили. Остались только звукоподражания, которые создавали, между прочим, маленькие дочери режиссера эпопеи.
Так мультфильм стал универсальным — ему не нужны переводчики. И не исключено, что именно минимализм в исполнении сделал чешского крота одним из самых любимых мультфильмов детворы. Хитрые жизненные вопросы в мультфильме решаются с невероятной легкость. Это на первый взгляд.
Но если копнуть глубже и посмотреть все (ладно, почти все) серии, понимаешь, что рассказы про крота — это своеобразная энциклопедия жизни. Между прочим, в отдельных сериях авторы даже допускают недопустимые для детской мультипликации вольности. Достаточно вспомнить длинную серию «Крот и сны».
В двух словах сюжет таков. Нам показывают мечту любого человека — все, абсолютно все, в быту человека доведено до автоматики — даже одевание-раздевание при ванных процедурах. И вот в один прекрасный день обнаруживается, что сломался автомобиль. Потом приходит в негодность и вся автоматическая система, человек пускает ультрасовременную по меркам 1984 года мебель на кострище, дичает и полностью сливается с природой.
Такая вот немая критика чрезмерному увлечению техническим прогрессом. Все бы ничего, но несколько раз главный после крота персонаж человеческого роду фигурирует, так сказать, в неглиже. Со всеми подробностями. И теми, о которых некоторые из вас подумали, тоже.
Из серии «Крот и мама» малыши узнают, откуда же берутся (вернее, достаются) дети. Сам процесс, к счастью, не показан. Но очевидно, что не из капусты точно. Впрочем, даже процесс рождения в мультике выглядит как-то просто и не пугающе.
В год по серии? Больше!
За 50 лет вышло более 60 мультфильмов про крота. В своем большинстве это коротенькие, что-то около 10 минут, эпизоды. Но некоторые серии начиная с 80-х годов (
А возник забавный персонаж совершенно случайно. Художнику-мультипликатору Зденеку Миллеру предложили сделать обучающий мультфильм о том, как соткать полотно на рубашку. Но изначальный вариант был скучен и малопонятен ребенку — со множеством техники и непонятными терминами. Тогда Миллер решил ввести в мультфильм какого-нибудь сказочного персонажа.
Но вот кого? Над этим вопросом Зденек мучался не один день. Хотелось придумать какого-то своего героя, обойдя все давно испробованные Уолтом Диснеем клише. И вот однажды прогуливаясь в раздумьях, художник споткнулся о бугорок, оставленный кротом. Так возникла идея. Однако зверек, нарисованный в энциклопедии, совершенно не впечатлил Миллера, а вот с выразительными глазами — совершенно другое дело.
Именно такой кротик, любопытный, с живым взглядом, и рассказал чешским, а потом и советским детишкам о том, как же делаются штанишки. Эти штанишки фигурировали еще в следующей серии — «Крот и автомобиль». Потом, чтобы не добавлять мультипликаторам работы, главный персонаж и его друзья выступают без одежды. Кстати, лицензию на своего крота Зденек Миллер продал в США. Так что по популярности крот вполне может состязаться даже с Диснеевскими героями.
Крот, пес и…
Кстати, кротик не единственный персонаж, созданный Зденеком Миллером. Вместе с маленьким разумным щенком режиссер учил детишек постигать законы природы: как происходит круговорот воды, появляются лягушки или добывается мед. А созданный на студии в ФРГ кузнечик стал одним из любимых персонажей мастера.
Правда, такой бешеной популярности, как крот, эти герои не снискали. Со щенком было снято всего три серии, с кузнечиком — восемь. Да и символом страны, каким является кротик для Чехии, они так и не стали.
Так в чем же его притягательность? Пожалуй, в двойственности — простоты и сложности. Просто выглядит окружение и действия персонажей. А вот сложность — в решении поставленных задач. Как и в жизни.