Три бочки чайного порошка
Собственно, позволить себе купить диковинку могли только вполне состоятельные люди, ведь в те времена чай стоил едва ли не столько, как сегодня паюсная икра. Но все равно в зале собралось больше любопытных, чем покупателей, всем хотелось посмотреть на того счастливчика, который выложит, не скупясь, довольно приличную сумму за «три бочки чайного порошка» — именно так назывался первый лот.
Напомню, что шел XVII век. Но европейцы только открывали полезные свойства чая. Тогда мало кто знал, что история этого напитка насчитывает, по крайней мере, 45 веков. Впервые чайные листья начали заваривать в Китае во время религиозных ритуалов в эпоху Шэнь Нуна (28 век до н. э.). И далее на протяжении почти 20 веков священники строго хранили тайну своего «снадобья». Но понадобилось еще шесть веков для того, чтобы чайные листья начали использовать в качестве напитка при повседневном употреблении в пищу. И только в VII веке уже нашей эры чай постепенно начал широко распространяться сначала по всему Китаю, а потом уже и в другие страны, главным образом те, жители которых исповедовали буддизм. Как водится, тут же было объявлено, что первым оценил полезные свойства чая именно Будда.
Горько — первыми начали кричать не на свадьбе. А в монастырях…
Почему чай так медленно завоевывал популярность? Разгадка проста — в те времена не шло никакой речи о том, чтобы его как-то подсластить (хотя настоящие гурманы до сих пор предпочитают ничего не добавлять в чашку с чаем, сохраняя его естественный вкус). А на вкус он был, естественно, горький. Еще в 1115 году до н.э. Чжоу Гун сообщал в своем трактате «Описание деревьев», что есть некое дерево Бяо или Гу — то есть тху чха — «горький чай». А чуть позже другой трактат рассказывал о полезном свойстве напитка из чайных листьев: «Чай по вкусу горький. Когда человек его пьет — лучше мыслит, спать ему хочется меньше, тело приобретает легкость и зрение проясняется».
Впрочем, расцвет потребления чая в Китае был смят полчищами Чингисхана. Понимая, что этот напиток является для китайцев культовым, объединяющим нацию, хан первым делом дал распоряжение вырубить все чайные кусты в покоренном Китае. Шутка сказать, в те времена за выращивание чайного куста людей преследовали еще более жестоко, чем сегодня за «плантацию» конопли или опиумного мака. Ничего удивительного, что чай загнали в подполье, а его цена значительна возросла.
Пока горит свеча
Но вернемся в Лондон. 11 марта 1679 года положило начало так называемому Лондонскому чайному аукциону. Именно на нем было впервые введено правило торговли «по свече». Специально для аукциона изготавливались восковые свечи длиной в один дюйм (примерно 2,54 см). Ставки можно было сделать только за то время, «пока горит свеча». Обычно этого времени хватало для того, чтобы, с одной стороны, «разогнать» стартовую цену, с другой — не допустить ее заоблачных показателей.
Второй Лондонский чайный аукцион состоялся несколькими месяцами спустя, и был приурочен к завозу новой крупной партии этого «порошка» из Ост-Индии. И только начиная с 1709 года (россияне помнят его как год победы Петра Первого в Полтавском сражении против Карла XII) аукционы в Англии стали проводиться в строго отведенное время, не реже, чем раз в квартал. Такая традиция просуществовала очень долго. Достаточно сказать, что последний чайный аукцион в Лондоне был проведен 29 июня 1998 года, то есть чуть более 10 лет назад.
Послу навязали четыре пуда чая
Кстати, в России чай появился всего лишь за 30 лет до проведения первого Лондонского чайного аукциона. В 1638 году посол Василий Старков привез царю в подарок четыре пуда чая от одного из монгольских ханов. Учитывая русский менталитет (все, что made in не наше, то почти что образец для подражания), нетрудно понять, почему чайный напиток при дворе укоренился. И пусть поначалу из глаз текли слезы не менее горькие, чем сам напиток, но чаепитие в те времена было показателем социальной значимости.
А дальше, спустя полвека, другой русский царь, которого еще называли реформатором, ввел в обиход самовары в каждом трактире. Расчет был прост: пока мужик в трактире пьет водку, его жена — чай. В выигрыше остаются оба.
Калмыцкий или монгольский?
Лично мне в детстве очень нравилось пить чай «по-монгольски». Правда, тогда на Кубани в нашем советском обиходе он назывался «калмыцкий» чай. Я делаю так: в кастрюльку стружишь плитку специального чая, долго его варишь, а потом добавляешь по вкусу сливочное масло и молоко. Чай получается очень питательным и сытным.
Сегодня я все реже «гурманю» подобным способом. Хотя, каюсь, плитка «калмыцкого» чая у меня всегда есть, так что по случаю могу всегда угостить этим «излишеством».
Старшина свечек не признает
Остается добавить, что когда в Лондоне стали проводиться кофейные аукционы, на них тоже действовало правило «пока горит свеча». Кофейные свечки ничем от чайных не отличались. Потом этот принцип постепенно перекочевал и в Соединенные Штаты Америки, где таким способом продавали и кофе, и сахар.
А в России, как всегда, пошли другим путем. Вместо дюймовой свечки начали использовать спичку. До сих пор в ушах звенит голос старшины роты: «Солдат должен успеть раздеться и одеться за сорок пять секунд, пока горит спичка!».