Как в неравном бою погиб миноносец «Стерегущий», повторивший подвиг «Варяга»?

Реклама
Грандмастер

10 марта 1904 года недалеко от Порт-Артура в неравном бою с японскими кораблями погиб русский миноносец «Стерегущий». Миноносцы — корабли небольшие, и их гибель в морских боях отнюдь не редкость. Возможно, этот случай остался бы только в памяти свидетелей боя, да в штабных документах, но судьба распорядилась иначе.

Через несколько дней после боя в лондонской «Таймс» была опубликована статья, заставившая весь мир удивиться стойкости и самоотверженности русских моряков. Примечательно, что за несколько недель до этого газеты многих стран описывали подвиг «Варяга», и вот подобный подвиг совершает «Стерегущий», подтверждая, что русские моряки предпочитают гибнуть в бою, но не сдавать свой корабль врагу.

Реклама

Корреспондент, ссылаясь на рассказы японских моряков, писал, что лишенный хода «Стерегущий» принял неравный бой с японскими кораблями, но спустить флаг отказался. Вскоре палуба миноносца представляла из себя груду искореженного металла, среди которого лежали тела убитых моряков. Японцы, подойдя на вельботе к миноносцу, чтобы взять его на буксир, увидели, что «35 убитых и раненых лежали на палубе русского миноносца. Но два матроса „Стерегущего“ заперлись в трюме и не сдавались, несмотря на все увещевания. Они не только не сдались врагу, но вырвали у него добычу, которую он считал своей: открыв кингстоны, они наполнили миноносец водой и погребли себя вместе с ним в морских пучинах».

Реклама

Естественно, что статью перепечатали и российские газеты, которые часто черпали информацию у иностранных коллег. «Стерегущий» и его командир лейтенант Александр Сергеев стали известны всей стране. Подвиг моряков произвел большое впечатление на российское общество, о нем долго писали газеты, ему посвящали стихи, проводили благотворительные акции по сбору средств семьям погибших моряков. Художник Н. С. Самокиш написал картину, на которой изобразил матросов, открывающих кингстон на гибнущем корабле. Уже после войны скульптор К. В. Изенберг на основе этой картины создал проект памятника «Двум неизвестным морякам-героям». Императору памятник понравился, и был подписан контракт на его сооружение. Тогда-то и решили уточнить все детали легендарного боя, чтобы поместить на постаменте соответствующую надпись.

Реклама

Оказалось, что в реальности события развивались немного не так, как их описывали газеты. На рассвете 10 марта возвращающимся из разведки миноносцам «Стерегущий» и «Решительный» путь к Порт-Артуру преградили 4 японских миноносца, обладавших более мощным вооружением. Русские корабли попытались прорваться с боем, но это удалось только «Решительному». У «Стерегущего» от прямого попадания снаряда были повреждены котлы, и он продолжил бой, практически потеряв ход. Не смотря на значительное превосходство противника, «Стерегущий» вел бой почти час.

Еще в начале боя Андреевский флаг прибили к мачте гвоздями, чтобы его случайно не сорвало взрывом. Поражает хладнокровие, с которым моряки действовали в бою. Командир корабля лейтенант Сергеев руководил боем лежа на палубе с перебитыми ногами. Когда он погиб, командование принял лейтенант Н. Головизнин, но и он вскоре был сражен осколком. Моряки не только вели огонь по противнику из четырех пушек (одной калибра 75 мм и трех калибра 47 мм), но и пытались бороться за живучесть корабля, получившего множественные повреждения и пробоины. На палубе «Стерегущего» укрыться негде, даже у его орудий не было щитов, но на место погибших к пушкам тут же становились те, кто еще мог вести бой. По свидетельству уцелевших, дольше всех из носовой пушки вел огонь получивший несколько ранений мичман К. Кудревич. Кочегары и машинисты подносили снаряды и тушили пожары. К концу боя кораблем командовал тяжело раненый инженер-механик В. Анастасов. Когда замолчало последнее орудие, умирающий сигнальщик Кружков с помощью кочегара Осинина смог выбросил за борт сигнальные книги, привязав к ним груз.

Реклама

На корабле погиб командир, все офицеры и 45 из 49 матросов, которые исполнили ценой жизни последний приказ командира: «Выполнить свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного судна». Собственно, захватывать японцам уже было нечего. Это подтверждает и мичман с японского корабля: «Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя. Вообще, положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию…». К моменту подхода японского вельбота «Стерегущий» был полузатоплен, с него смогли снять только двух живых матросов и еще двух подобрали из воды, куда их отбросило взрывом.

Японцы попытались буксировать «Стерегущего», но корабль продолжал погружаться и трос оборвался. От Порт-Артура на помощь миноносцу уже спешили крейсера, посланные адмиралом Макаровым, и японские корабли предпочли уйти, не принимая бой, тем более что и они получили повреждения, имели убитых и раненых. Больше других пострадал миноносец «Акебоно», в который попало около тридцати снарядов.

Реклама

Английский корреспондент описал гибель русского корабля весьма правдиво, кроме одного: кингстоны на «Стерегущем» никто не открывал. В этом уже не было необходимости, да их и нет на кораблях этого класса. По большому счету, подвиг моряков не нуждался в дополнительной героизации, но легенда о кингстонах оказалась живучей.

Японцы были поражены стойкостью русских моряков, возможно, это и послужило рождению легенды. В Японии еще с самурайских времен умели уважать мужество своих противников. Не зря же они сохранили русское название на поднятом со дна «Варяге», а морякам «Стерегущего» даже поставили памятник с лаконичной надписью — «Тем, кто больше жизни чтил Родину».

Реклама

Но вернемся к памятнику в Петербурге. Императору представили докладную, в которой изложили подробности боя и опровергли версию о двух неизвестных героях, открывших кингстон. На ней монарх наложил резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий». Естественно, что ранее предполагавшуюся надпись делать не стали, но сам памятник оставили без изменения. Памятник в присутствии императора торжественно открыли 26 апреля 1911 года в Александровском парке. Когда отмечали 50-летие подвига «Стерегущего», на постаменте памятника укрепили бронзовую доску со списком его экипажа и изображением легендарного боя.

Подвиг моряков «Стерегущего» увековечили не только в памятниках (уже в наши дни еще один установлен в Кронштадте), в апреле 1905 года российский военный флот пополнили два миноносца — «Лейтенант Сергеев» и «Инженер-механик Анастасов», а на Невском заводе заложили минный крейсер «Стерегущий». С этого времени корабль с гордым именем «Стерегущий» постоянно находится в составе флота.

Реклама

А легенда о кингстонах продолжает свою собственную жизнь, даже в наши дни её можно встретить в публикациях о подвиге экипажа «Стерегущего», видимо, этому способствует и сам памятник. Еще в далеком 1910 году, предвидя такое развитие событий, начальник Исторической части Морского генерального штаба Е. Квашин-Самарин сказал: «Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги». И подобных подвигов российский флот знает немало. Так, в 1915 году погибла, приняв неравный бой, канонерская лодка «Сивуч», а в начале Великой Отечественной войны до последнего вел бой с тремя немецкими эсминцами сторожевой корабль «Туман».

Реклама