Кто ж не слышал сызмальства про молочные реки с кисельными берегами?! Да что там реки — в индийской мифологии могущественный Вишну «наладил» богов и асуров пахтать целый молочный океан, чтобы создать солнце и луну, а также целый ряд чудесных предметов и даже эликсир бессмертия: амриту (или сому). И молоко, смешиваемое с сомой, в ведическом жертвоприношении символизировало поток жизни.
Оно наделялось священным смыслом и в древнеегипетских ритуалах, посвященных воскрешению Осириса. Но не только. Молоко понималось как напиток познания, олицетворение духовной пищи. Сохранились изображения, на которых сама Исида кормит фараона своей грудью, или же он припадает к вымени небесной коровы, что и в том, и в другом случае означает получение божественной власти.
У шумеров этот напиток — символ плодородия и достатка. Считалось, что владыки царства вскормлены чистым молоком богини-матери Нинхурсаг. А такой почитавшийся мифологический персонаж, каковым был божественный пастух Думузи, не только имел тело «белее овечьего молока», но и обладал удивительным физическим свойством: с рук его… капали сливки.
Орфические обряды инициации в Древней Греции предусматривали, что испытуемый символически входит во чрево Матери-Земли, возрождается из него и получает материнское грудное молоко. С грудным кормлением связан и другой миф.
Малыш Геракл, уже во младенчестве отличавшийся недюжинной силой, чересчур сильно надавил на божественную грудь кормящей Геры, величавой в олимпийском собрании, но исполнявшей наипервейшие материнские функции по отношению к грудному ребенку тем же самым способом, что и любая простолюдинка всех времен и народов.
Матушка Гера, ощутив сильнейшую боль, причиненную ей чадом, непроизвольно отбросила сынишку, и драгоценное молоко ее пролилось. Но… не случись этого, не видать бы нам Млечного Пути, ибо именно так, по античным представлениям, он и возник.
Соседи древних греков, римляне, потчевали молоком громовержца Юпитера во время обрядов жертвоприношения, памятуя о том, что он вскормлен божественной козой Амалфеей. Впрочем, небожителей, покровительствовавших плодородию, деторождению, пастухам, их стадам и многому другому, они тоже одаривали в знак почитания сим
В христианстве образ кормящей Богородицы есть воплощение идеи Спасения: ее молоко одновременно символизирует и священную благодать, и крестную жертву Христа в будущем.
Впрочем, молоко молоку рознь. И с давних времен на это обращали внимание. Аристотель утверждал, что лучшее молоко — у кобылиц, на второе место ставил ослиное, на третье — коровье и на последнее — козье. Плиний Старший считал коровье молоко наиболее ценным и советовал не брезговать… свиным.
Кстати, знает ли вы, что в Древнем Риме ослиное молоко считалось самым подходящим средством против морщин? Например, некая Помпея (на минуточку, вторая жена Нерона), принимала ванны из него, а когда ей случалось путешествовать, то в походной процессии двигалось и полутысячное стадо этих животных, дабы регулярно обеспечивать гранд-даму условиями для проведения необходимой косметической процедуры.
По поводу превосходных качеств коровьего молока с Плинием Старшим был солидарен сам Авиценна, считавший его особенно полезным для детей и людей почтенного возраста. А в качестве аргумента заявлял, что и у коровьего, и у людского племени срок вынашивания плода сходен, близок. Этот легендарный врачеватель утверждал, что молоко «сводит безобразные пятна на коже, а если его пить, очень улучшает цвет лица», и советовал употреблять с сахаром.
Гиппократ назначал молоко чахоточным больным,
…Есть люди, которые не могут пить молоко. Есть такие, что без него жить не могут. Речь не о том, что кому можно и нельзя, какая польза и может ли быть вред, кто в чем прав или ошибается. А о чем?.. Что ж, прочитайте еще раз заголовок.