Мне почему-то очень близки и понятны художники 60−70-х годов XIX века. Может потому, что это время расцвета пейзажной живописи, а я очень люблю природу. Искусство этого времени выдвинуло таких выдающихся художников-пейзажистов, как А. Саврасов, И. Шишкин, М. Клодт, В. Поленов, А. Куинджи. Среди них и Федор Васильев.
Прочувствованный образ родной природы, в котором выразились могучие светлые душевные силы русского народа — вот главный смысл творчества этих пейзажистов. Красоту эту они донесли до миллионов сердец, обогатив отечественную и мировую культуру. В развитии лирического, поэтического восприятия природы Федору Васильеву принадлежит выдающаяся роль.
Федор Александрович Васильев родился в 1850 г. в семье бедного почтового чиновника, служившего на Петербургском почтамте. Из-за отсутствия средств будущий художник в детстве не получил никакого образования и уже с 12 лет стал работать почтальоном. А по вечерам Федор рисовал. Он торопился в рисунке передать живые впечатления, пейзажи. Не всегда хватало воображения, но он много и усердно перерисовывал, копировал понравившиеся картинки в журналах, которые потихоньку листал на почте.
Рано проявившаяся у сына страсть к искусству заставляет родителей задуматься о его будущем. Они соглашаются, чтобы он сменил работу. Многие отговаривают юношу от пути художника, пути, полного лишений и неизвестности. Но искусство манит Федора, и он поступает подмастерьем к реставратору картин, а в свободное время посещает школу Общества поощрения художников. Работа по реставрации дает юноше необходимые знания материала и техники живописи. Это был ценный опыт, который помогает ему в дальнейшем творчестве.
Общение с художниками помогло Васильеву рано найти свое главное призвание — пейзаж. Решающим было знакомство с Иваном Шишкиным, который увидел в юноше яркие способности и взял на себя руководство его занятиями. Этюды, написанные Васильевым в совместной с Шишкиным поездке на остров Валаам в 1867 г., приносят молодому пейзажисту быстрый успех. Эти первые его самостоятельные работы сразу привлекли внимание широкой публики. В них отразилась поэтическая, мечтательная душа художника, необыкновенно чуткая к восприятию природы.
Большим событием для Васильева оказалась поездка в 1870 г. по Волге с Ильей Репиным. Дружба с Репиным, душевное волнение, которым наполняла художника встреча с волжской красотой, новые мотивы способствовали необычайному взлету живописной поэзии Васильева. День за днем шла кропотливая работа с натуры, делалось множество альбомных зарисовок. В результате появились такие картины, как «Вид на Волге. Барки», «Зимний пейзаж» и «Оттепель».
Мне они кажутся музыкальными. Возможно, нужно просто смотреть на картину, но у меня очень часто картины почему-то ассоциируются с какой-нибудь музыкой. В пейзажах Васильева мне слышится мелодия русской песни, раздольной и грустной. Его картины очень похожи на картины Алексея Саврасова. Та же задумчивость далей, торжественная грусть влажного весеннего неба, трогательное внимание к деталям.
С картиной «Оттепель» Васильев выступил на конкурсе Общества поощрения художников весной 1871 г., выступил в соревновании с самим Саврасовым, представившим на тот же конкурс полотно «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода». И Васильев победил, получив первую премию. Еще прежде конкурса его «Оттепель» была приобретена П. Третьяковым. Поражает тихая красота русской дали. Ее беспредельность, уходящая к темному горизонту, дорога, по которой с трудом пробираются одинокие путники. Столько печали и сердечной боли в этом пейзаже.
Жизнь Федора Васильева была нелегкой. Нужда, лишения в детские годы подорвали его здоровье. Зимой 1870 г. после сильной простуды он смертельно заболел. Заботы друзей и почитателей его таланта уже не могли его спасти. Летом 1871 г. безнадежно больной Васильев живет на юге России, а потом в Крыму, где продолжает много, упорно и увлеченно работать, несмотря на болезнь и упадок сил. Он создает по ранее сделанным наброскам проникновенные пейзажи. Иногда это образы-воспоминания о русской природе, от которой он вдали. Одна из лучших картин этого цикла — «Мокрый луг».
Судьба Федора Васильева трагична. Двадцати трех лет, в самом расцвете таланта, он уходит из жизни. Но его творчество продолжает свою бессмертную жизнь. Произведения, сохраняя дух теперь уже далекой эпохи, покоряют безграничной любовью к русской природе, ко всему живому на земле, воспевают самые прекрасные чувства человека, которые тот переживает, глядя на красоту родной земли.
И даже репродукции его картин помогают сохранить духовный мост с Родиной тем, кто по каким-либо причинам оказался от нее вдали.