Где она нынче, Мать городов русских?

Реклама
Грандмастер

Ну, само собой, не в Киеве. Как можно? Вот представьте, берём мы мамашку-то любименькую за грудки и начинаем её трясти, как эту… Как её? Дерево плодовое из пяти букв, с «р» где-то в середине… Грушу! Вот, берём мы её и…

— Плати за газ, такая-то… Дорогая и обожаемая!

А вся Европа смотрит на нас и сокрушается, до чего ж молодёжь современная… Нет, раньше совсем не то было…

— Да и не мамашка она нам совсем. Так, с боку припёку. Седьмая вода на киселе. Не родственница совсем…

— А-аа… Ну, тогда ладно, трясите.

Так что никак нельзя, чтобы в Киеве… Но. С другой стороны. Как без родителев-то? Что мы, шантрапа какая беспризорная? Тоже, вроде как, нельзя.

А раз нельзя, но очень хочется… А ведь хочется? Хочется, хочется… Значит, можно!

Реклама

Что, кто не в курсах? Как? Ещё 9 октября 2002 года подписал Президент наш Указ о праздновании юбилея первой столицы Руси… Семь лет скоро, как мы при «маме»! А так-то она ею уже с 753-го года работает.

Всё точно, и никакой ошибки быть не может. Археологи, они ж такие… Ушлые ребятки. Откопали бревно, распилили обычной двуручной пилой… Вжик-вжик… Вот вам — срез свеженький, по нему — годовые кольца кругами концентрическими от самой серёдки. А у них, археологов этих, — таблички специальные. Посмотрели на бревно, в таблички заглянули… Точно. Вот тут спилили и в 753-м году для строительства использовали. И обмана никакого. Чистая наука. Дендрохронологический метод называется.

Реклама

Пилили где? А-аа… Так в Старой Ладоге! Посёлок такой небольшой. Чуть больше двух тысяч жителей. Если из Мурманска на юг идти, и чтобы перескочить с М18 «Кола» на М10 С.-Петербург-Москва, так сразу после Сясьстроя, как мост через Волхов проскочите, так налево, на Кириши, свернуть надо.

Так вот… Как налево свернули, прям почти сразу, ещё до первенца советского плана всеобщей электрификации (ГОЭЛРО) — Волховской ГЭС — и Старая Ладога. Правда, народ там редко тормозит. Если только кто на башни Староладожской крепости глаз положит…

А зря, зря… Есть что в посёлке посмотреть. И Церковь Иоанна Предтечи, что на Малышевой горе. И Никольский мужской монастырь. И — Успенский женский рядышком… Да полно! Уже в XII веке, когда Ладога ещё и Старой-то не была, стояло в ней шесть расписанных фресками каменных храмов! А сегодня… Как в самом поселке, так и в непосредственной близости от него, сохранилось более 150 памятников истории и архитектуры

Реклама
VIII—XIX вв.еков.

Потому если останавливаться в посёлке, то хотя бы на пару дней. Ну, а если очень отпускного времени жалко… Всё равно — притормозите. Выйдите из машины, разомните ноги, закурите и посмотрите вокруг. Вот оно… То самое место, откуда «есть и пошла земля Русская»…

Это сейчас Старая Ладога — небольшой посёлок в месте впадения в Волхов реки Ладожки. А в древности она была крупным европейским городом, стоявшим на одном из самых оживлённых торговых перекрёстков того времени. И если о пути «из варяг в греки» многие из нас что-то слышали, то о другом, «из варяг в арабы», широкой общественности известно значительно меньше. А был он, пожалуй, поважнее «греческого».

Реклама

Дело в том, что своего серебра в Европе тогда не было. А в 1874−75 гг. в поле у деревни Княщина, что всего в какой-то версте от Старой Ладоги, местные крестьяне занимались своим привычным делом. Пахали. И… Ни сном, ни духом, как… Бац… А плуги-то… Не только землю поднимают, но и… Сразу три клада. Древних серебряных монет.

В общем, как попали те ценности в Археологическую комиссию Санкт-Петербурга, ученые не просто ахнули. Они глазам своим не поверили. Оказалось, что все монеты датированы концом VIII—IX вв.еков. Ещё легендарного князя Рюрика на Руси не было. А монеты… Вот они. Да не простые. Все — серебряные и отчеканены не где-нибудь, а на монетных дворах Арабского халифата. В Марокко, Алжире, Ливии, Тунисе.

Реклама

В разное время в окрестностях Старой Ладоги найдено семь кладов и более 30 серебряных монет порознь. Всего 467 арабских дирхемов.

А ларчик, как обычно, очень просто… Ладога того времени выступала связующим звеном в цепочке Северное Море — Балтика — Нева — Ладога — Волхов и далее… Либо на юг, через озеро Ильмень и Ловать, на Смоленск и Киев, и по Днепру и Черному морю — в Византию. Либо на восток, Волгой и Каспийским морем — в Арабский халифат.

Именно там чеканилась маленькая, весом в 2,5 грамма, серебряная монетка — куфический дирхем. И, ввиду отсутствия в Европе своего серебра, он стал всеобщим эквивалентом для всех европейских стран того времени. Без него торговля если бы и не встала, то была бы серьёзно затруднена. Вот и везли через Ладогу, с Запада на Восток, невольников и меха. Ну, и так, для ассортимента, янтарь, украшения, оружие, чернолощёные фризские кувшины. А обратно — конскую сбрую, посуду, бусы. Но главное — серебро.

Реклама

По некоторым оценкам современных историков ежегодный оборот серебра из Средней Азии в Балтийскую Европу до X века составлял 25 миллионов (!) дирхемов. Да, путь был не близкий, до 7 тысяч километров только в одну сторону, но… Овчинка стоила выделки! Прибыль, при удачном стечении обстоятельств, доходила до тысячи процентов. А это — заманчивая цифра. И шли караваны. И миновать Ладогу они никак не могли.

Это прекрасно понимали славяне, пришедшие в эти места с юга и прочно оседлавшие устье Волхова. Ладога стала важным звеном в цепи раннесредневековых торговых городов Балтики. Таких как Бирка, Хедебю, Волин, Трузо. Выгодное положение Ладоги объяснялось тем, что Волхов, Ладога и Нева давали выход к морским и речным транспортным коммуникациям. Отсюда можно было идти как на запад, юг или восток, так и на север. Именно там, у лесных, финно-угорских народов, славяне обменивали пушнину, столь нужную для приобретения арабского серебра. А всё это вместе взятое привело к тому, что к 830 году в этом древнем городе южного Приладожья и вокруг него сложилось устойчивое социальное образование, вскоре ставшее привычной для нас Русью.

Реклама

Но… Нет в мире стабильности. Нет её сейчас, не было и тогда. Волхов, эти ворота на Восток, были заманчивы не только для славян. Ладога — богатый город, а значит — хорошая добыча, на которую всегда есть охотники. И в 839 или 840 гг. город был дотла сожжён союзным войском нескольких скандинавских ярлов. Правда, сил, чтобы удержать этот край за собой, у скандинавов не хватило. Уже через несколько лет словенские воины в союзе с финно-угорскими племенами отбивают у них Ладогу и изгоняют непрошенных гостей за море.

А после этого…

Вот тут нас поджидает одна историческая загадка. После изгнания пришельцев возникает междоусобица. Кто с кем воевал, так до сих пор и не ясно. Но долго это продолжаться не могло. Надо было решать проблему. И даже не одну. Помимо прекращения междоусобицы, необходима была военная сила, имеющая возможность противостоять экспансии скандинавов или, что ещё лучше, способная превратить их в союзников.

Реклама

Ладога не только была заинтересована в прекращении раздоров. Она, и только она, имела деньги для того, чтобы нанять князя с дружиной. Чтобы правил он «по закону и справедливости».

И на исторической арене появился Рюрик. О чём, как очень важном и заслуживающем внимания, отмечают наши летописи. Год 862. «И сиде старейший в Ладозе Рюрик».

Вот так Ладога стала столицей. Первой. Это потом были Рюриково городище на Ильмене, Новгород, Киев, Тверь… Все они были потом. Сначала была — Ладога. От неё пошли… И другие города русские. И другие столицы.

Реклама