Кто делал деньги на кино еще до его изобретения? Лиланд Стэнфорд

Реклама
Грандмастер

Подавляющее большинство людей уверено, что изобретателями кинематографа были братья Люмьер. Что же, не будем пытаться уменьшить размер их вклада в создание и развитие нового вида искусства, так ценимого впоследствии советскими вождями. Но первопроходцами были все-таки не они.

В далеком 1872 году предшественник Арнольда Шварценеггера на высоком государственном посту губернатора Калифорнии Лиланд Стэнфорд заинтересовался пустяком: летает ли лошадь? А если точнее и без шуток — существует ли момент, когда лошадь, скачущая галопом, полностью отрывает от земли одновременно четыре копыта?

Тратить время, просиживая штаны на ипподроме и вглядываясь в проносящихся мимо трибун скакунов с наездниками, занятой бизнесмен и политик не хотел. Да и что толку в рассматривании лошадиных па, все равно потом ничего никому не докажешь, нужны вещественные доказательства.

Реклама

Стэнфорд обратился к модному фотографу Идвирду Майбриджу, который с увлечением принялся за интересную и неплохо оплачиваемую работу. Проблем предстояло решить много. На фотографиях, отпечатанных с обычных фотопластинок, разглядеть скачущую лошадь было невозможно. Низкочувствительные фотоматериалы требовали больших выдержек, и для отображения движущихся предметов, а тем более несущихся во весь опор лошадей, не годились.

Но химикаты — только одна составляющая сложной задачи. Вторая — быстродействие фотоаппарата, ведь уловить нужный момент глазом невозможно, и уж тем более, мгновенно нажать на спуск. Значит, надо делать серию снимков, решил назначенный губернатором изобретатель. Как? Да при помощи нескольких камер, затворы которых срабатывали бы последовательно с интервалом в тысячную долю секунды. Но опять же, как? Как заставить работать камеры последовательно и синхронно?

Реклама

Безуспешные эксперименты длились годы, до лета 1878 года. К этому времени первопричина исследований исчезла. В ходе опытов практически случайно удалось получить отчетливое фото, на котором было явно видно, как лошадь парит над землей, не касаясь поверхности копытами.

Заказчик остался доволен, но, к его чести, не остановил финансирование. Майбридж настолько увлекся задачей, что о прекращении исследований не могло быть и речи.

И вот, наконец, наступил день триумфа. 11 июня 1878 года на одном из калифорнийских ранчо фотограф в присутствии прессы и кучи зевак продемонстрировал свои достижения.

Дюжина стереоскопических фотокамер, расставленных на расстоянии двух десятков дюймов одна от другой, практически мгновенно щелкнули затворами и сняли галоп скакуна Оксидента из губернаторской конюшни. На самом деле затворы сработали с интервалом в одну миллисекунду, и каждая камера запечатлела неповторимый момент лошадиного бега.

Реклама

Полученную серию снимков назвали просто — «Лошадь в движении». Она считается первой «движущейся картинкой», от которой ведет начало родословная всей современной киноиндустрии.

Кто же заработал деньги? Естественно — заказчик. Стэнфорд организовал исследования не только из спортивного интереса. Говорят, что второй причиной был спор на кругленькую сумму — 25 тысяч долларов, каковые и заработал губернатор и бизнесмен, получив первый снимок парящей лошади задолго до появления «движущейся картинки».

Что же Майбридж? О нем немного позже…

Реклама