Одним из названий масленичных развлечений было «гулянье под горами». И это не случайно, ведь главной масленичной забавой считалось катание с ледяных гор. Именно громадные горы (высотой до 12−14 метров), которые специально для этого строились, становились центрами гуляний, а уже вокруг них возникали ярмарки, ставились качели, карусели и балаганы, проводились различные увеселения.
Горы строились во всех городах и крупных селах, для этого иногда отпускались деньги из казны, но чаще их возведение оплачивали купцы и балаганщики или же жители в складчину. Как правило, горы строили парно, друг против друга, так, чтобы скаты с них шли параллельно. Зачастую эти внушительные сооружения венчались башенками или беседками над площадками, с которых и начинался спуск. А длина залитого спуска могла составлять 100−140 метров, было где разогнаться.
Не чурались покататься с горы и русские монархи. Петр I для этого мог усесться и в обычные санки, а Елизавета Петровна предпочитала специально сделанные разукрашенные сани. В молодости потешить себя исконно русской забавой любила и Екатерина II.
Подробное описание катаний с гор и даже особенностей их постройки оставил
Катания же в течение Масленицы ежедневно могли продолжаться до глубокой ночи, для чего горы освещали фонарями. Свиньин в «Достопамятностях Санкт-Петербурга» описывал это очень красочно: «Отражение сей массы разноцветных огней в снегу, мешаясь с тенями, представляет необыкновенное зрелище». Не правда ли, напоминает современные «завлекухи» для туристов.
Для катания с гор делали небольшие сани, но многие предпочитали кататься на шкурах, рогожах и даже в больших корзинах. Особым шиком считалось съехать с горы на ногах, но это редко кому удавалось. Парни старались появиться на горе с собственными изящными санками, в этом случае появлялась возможность приглашать покататься девушек. Санки делались таких размеров, что девушка могла сесть только к парню на колени. После благополучного скатывания вниз девушка должна была наградить хозяина санок поцелуем.
Вторым по популярности масленичным развлечением было катание на конных санях. Все, у кого были конные выезды, не отказывали себе в удовольствии прокатиться с ветерком по улицам в санях с бубенцами и колокольчиками. Самое время было щегольнуть статными рысаками, разукрашенными санями с коврами и медвежьими шкурами или легкими гоночными санками, в которых правили стоя.
Много удовольствия и участникам и зрителям доставляло взятие снежной крепости. Особенностью было то, что штурмовали крепость на конях. Обычно крепость или снежный городок строили на льду реки. Защитники оборонялись снежками, стегали лошадей прутьями, отпихивали метлами. Запрещалось только стегать лошадей по глазам и губам, а также бить палками или бросать в них большими комьями снега. Нападающие стремились ворваться в крепость через ворота или проломить одну из стен, которая специально делалась более тонкой.
На современных праздниках Масленицы иногда тоже устраивают штурм снежных городков, но нападающие действуют в «пешем порядке». Понятно, что такой зрелищности, как при конных атаках, это веселое действие уже не представляет.
Кое-где в наши дни возрождаются и кулачные бои, бывшие непременным атрибутом масленичных гуляний. Но вряд ли они получат широкое распространение.
Раньше были очень своеобразные масленичные обряды, связанные с молодоженами. Их обычно соблюдали в деревнях и небольших городках, а в крупных городах — в районах, заселенных простым людом. Сыгравшие свадьбу в зиму перед Масленицей обязаны были ездить в разукрашенных санях обнявшись, демонстрируя согласие в семье и целоваться по первому требованию. Бытовала даже специальная присказка:
«Муж, сегодня помилуемся,
Но не целуй меня на улице,
Не целуй меня в сенях —
Целуй на Маслену в санях!»
Кстати, тех, кто достиг брачного возраста, но вступать в брак не спешил, на Масленицу подвергали своеобразному шуточному наказанию. Им надевали хомут или специальную колодку, от которых они должны были откупаться вином, деньгами или сладостями.
Красивых масленичных традиций и обрядов на Руси существовало очень много. Естественно, что отдельные из них возродить уже не удастся. Современная Масленица «обрастает» новыми традициями, соответствующими реалиям наших дней. Но главное — она остается такой же веселой и задорной, как и столетия назад.