Я смотрела его вместо сказок в детстве, думая, что это кино о принцессах и принцах. Я смотрела его в подростковом возрасте — кассета с фильмом «Унесенные ветром» была первой видеокассетой, которую я купила, как только у меня появился видеомагнитофон. А потом это был первый DVD, который мне подарили к новенькому DVD-плееру.
И вот сейчас передо мной стояла девушка, которая не только фильм не смотрела, но даже и понятия не имеет о том, кто такая Скарлетт О’Хара и Ретт Батлер, Эшли Уилкс и Мелани Гамильтон. Уму непостижимо!
Какие доводы привести ей, чтобы она немедленно посмотрела это выдающееся кино? Современного кинозрителя так трудно удивить. И если даже я скажу ей о том, что фильм собрал 8 наград «Оскар» из возможных 13, то это ее вряд ли впечатлит, ведь позади примеры «Титаника» и «Властелина колец».
«Что за фильм?» — спросила меня она тогда, и я растерялась. Наверное, от того, что не могла решить, с чего начать. «С этого фильма, можно сказать, началось все цветное кино» — сказала я. И добавила: «Этот фильм, снятый в 1939 году, Большая Америка, по сути, увидела только в 1998».
Как так? Дело в том, что против общеамериканской демонстрации фильма выступал Легион Последователей Католической Церкви. Они считали, что фильм, в котором демонстрируются «низкие моральные устои главных персонажей, разлагающий пример деградации общества, сцены насилия и чрезмерной похотливости», не имеет права быть показанным в Америке. Именно под их давлением фильм мог быть продемонстрирован зрителю в ограниченном количестве кинотеатров и в ограниченное время. А летом 1998 года фильм впервые (!!!) вышел в общеамериканский прокат без ограничений.
Надо сказать, с фильмом связано огромное количество самых разных курьезов и печальных мистических совпадений. Например, редко в истории кино можно встретить фильм, который снимался бы без сценария. В этом случае именно так и получилось, ведь окончательный сценарий дописывался в перерывах между съемками в последний съемочный день 26 января 1939 года. Съемки фильма начались тогда, когда не был сформирован и окончательный актерский состав.
Более того, не была утверждена актриса на главную женскую роль. Вивьен Ли, которая до сегодняшнего дня ассоциируется у зрителей всего мира неотрывно от образа Cкарлетт О’Хара, получила эту роль, принесшую ей «Оскара», совершенно случайно. Более того, в сцене побега Скарлетт и Ретта из горящей Атланты (первой отснятой сцене фильма) играет не Вивьен Ли, которая в тот момент еще даже не предполагала, что будет сниматься в этом фильме. Имя актрисы, проносившейся вместе с Кларком Гейблом мимо квартала пылающих декораций на лошадях, осталось неизвестным.
Еще один интересный момент в истории фильма: видимо, это единственный случай, когда автор произведения, придумавший героя, был недоволен тем, что весь мир этого героя обожает. Маргарет Митчелл, автор романа «Унесенные ветром», была неприятно поражена, когда после выхода романа и фильма весь мир буквально боготворил Скарлетт О’Хара и все, что с ней связано.
А когда кто-то из журналистов поинтересовался, не с себя ли рисовала Маргарет Митчелл свою Скарлетт, писательница довольно резко ответила:
«Скарлетт — проститутка, я — нет! Я старалась описать далеко не восхитительную женщину, о которой можно сказать мало хорошего… я нахожу нелепым и смешным, что мисс О’Хара стала чем-то вроде национальной героини, я думаю, что это очень скверно для морального и умственного состояния нации — если нация способна аплодировать и увлекаться женщиной, которая вела себя подобным образом».
Реклама
Тем не менее Вивьен Ли в роли Скарлетт Маргарет Митчелл очень нравилась. Да и сам режиссер, Дэвид О. Селзник понял, что Вивьен Ли — та самая: «Она задорно посмотрела на меня из-под шляпки, и я понял, что поймал взгляд Скарлетт О’Хара». И здесь он, между прочим, немного кривил душой. Дело в том, что Вивьен Ли посылала свои фото в цветах и мечтательном антураже в числе остальных 1400 кандидаток на кастинг. И ей было отказано.
И тогда Вивьен решила не довольствоваться отказом и лично явиться на съемочную площадку. Вот тогда-то она и подарила режиссеру будущего киношедевра тот самый взгляд, который и решил судьбу фильма.
«Все говорят, что Вивьен Ли обязана своей популярностью „Унесенным ветрам“, ей просто повезло, что она снялась в этом фильме, на самом деле это „Унесенным ветром“ повезло, что в них сыграла Вивьен Ли»
Кларк Гейбл в роли Ретта Баттлера, конечно, тоже вне конкуренции. Обойдя Роналда Коулмана, Гэри Купера, Фрэдрика Марча, Бэзила Рэтбоуна и Эррола Флинна, он сумел воплотить на экране того самого Ретта, какого мы и представляли себе, читая книгу. Смешно, но факт — никакого романа между актерам Вивьен Ли и Кларком Гейблом, показавшими всему миру самую искреннюю и выразительную историю любви, так и не произошло. У каждого из них в ту пору и на всю оставшуюся жизнь были их единственные мужчина и женщина.
Все образы в «Унесенных ветром» заслуживают того, чтобы о них рассказать. Но и рассказывать о них, по большому счету, не стоит — это надо только смотреть. Существует огромное количество тех, кому этот фильм не нравится. Кому не нравится Скарлетт в исполнении Вивьен Ли, Ретт в исполнении Кларка Гейбла, Мелани в исполнении Оливии де Хевилленд, хотя, честно сказать, не представляю себе, как она может не нравиться. И при этом даже среди жестких критиков фильма велик процент тех, кто прочел книгу только после его просмотра. И это еще один довод в пользу киношедевра.
Среди фраз из книги и фильма, ставших популярными, крылатыми выражениями, чаще всего приводится обычно обещание Скарлетт подумать «об этом завтра». Мне же очень показательным кажется вот этот диалог:
— Сэр, вы не джентльмен!
— Так же, как и вы, мисс, не леди.
Своей однокласснице я тогда сказала, что, на мой взгляд, «Унесенные ветром» как раз об этих людях: о НЕджентльменах и НЕледи и о том, что и они живут и любят, добиваются своих целей порой некорректными способами, совершают ошибки и в них раскаиваются, на них учатся. А еще фильм о том, что с окончанием мира и эпохи Джентльменов и Леди не заканчиваются сами Леди и Джентльмены.
Я часто думаю о том, что у каждого из нас есть вот такой вот свой мир, унесенный ветром. И для этого не нужно быть ни солдатом армии Конфедерации, ни пиратом, ни ирландским землевладельцем. У каждого, чьи годы идут, оставляя позади Тару или Атланту, питерский дворик или саманный дом на краю кубанской станицы, у каждого есть свои воспоминания о том, что когда-то было, о чем так больно ноет в сердце, и что уже никогда не вернет унесший все это ветер. Но это уже так, лирическое отступление.