Во-первых, древнеславянское языческое божество по имени Велес (или Волос) считалось тесно связанным с землей и ее недрами. Но и титан Прометей не менее тесно связан как с самой Землей, так и с жизнью на ней.
Велес в пантеоне славянских богов отвечал за благополучие людей, за урожай на полях (Велесу на бородку оставляли последний сноп при жатве), и не зря его звали — «скотий бог», так как он ведал приплодом и здоровьем имевшейся в хозяйстве живности.
В договорах русских князей с Византией он соотносился с золотом, поскольку в сфере велесова влияния находилось и богатство. А Прометей? Он ведь учил людей ремеслам и ведению сельского хозяйства, в том числе и скотоводству.
Но не только хозяйственными функциями наделяли наши далекие предки Велеса. В «Слове о полку Игореве» песнотворец Боян назван «Велесовым внуком»,
Хитрый и изворотливый Велес был многократно замечен за обманом небесных богов, но тем же славился и «мыслящий прежде», предвидящий Прометей. Кроме того, Велес признавался в качестве покровителя и соединителя племен, как, впрочем, и Прометей, объединявший черты «божественного покровителя» племени.
Велес отличался независимым положением от небожителей и выраженной хтонической природой. Прометей — тоже. Прячась от громовержца Перуна, Велес, как считалось, был способен вселяться в человека и предположительно явился предком или создателем людей. Но и Прометей выступает в качестве их создателя, пусть и в других географических широтах. По древнейшей версии он вылепил людей из земли и наделил их сознанием.
Оба персонажа противостоят богам — громовникам: Велес — Перуну, Прометей — Зевсу. И оба борются с верховными богами с помощью хитрости. Согласно Гезиоду, например, «изворотливый умом» Прометей обманул олимпийского владыку, обделив его при разделе быка. Небесные владыки отвечают оппонентам силой, причем молнии — стрелы Перуна называются перуницами, а у Зевса то же самое оружие именуется… перунами.
И если Велес умыкает у своего могущественного противника то коров, то богинь (и в том, и в другом случае — как носителей блага), причем добычу свою он приносит на Землю, то и Прометей крадет у Неба «премудрое умение» Гефеста к ремеслам, у Афины — мудрость, и все это вместе с огнем отдает на землю людям,
Наконец, Велес был жестоко наказан осерчавшим громовержцем, который пустил в ход свои каменные стрелы, а Прометей, как известно, был прикован к скале,