Певец Леонид Утесов был уверен, что родина танца — Одесса, а вовсе не… Америка. На Малой Арнаутской в Одессе чечетку отбивали в каждой подворотне. Эта зажигательная мелодия всегда звучала в репертуаре оркестров Олега Лундстрема, Эдди Рознера и, конечно, Леонида Утесова.
Но не обошли тэп-денс и известные оркестры Бенни Гудмэна, Дюка Эллингтона и Каунта Бейси в Америке. Мировую славу этому танцу принесли братья Николас благодаря своему участию в фильме «Серенада солнечной долины». Они снялись почти в 30 фильмах, их постоянно приглашали в различные мюзиклы и шоу-программы. Призы и премии сыпались на них, как из рога изобилия.
Вы скажете: а где же тут легенды? Их много, всех просто не счесть… В одной из них рассказывается о том, что древнеегипетские жрицы, общаясь с богом, становились на барабаны и отбивали ногами ритм, приводя себя и людей в экстаз. Шаманы с их прыжками и ударами в бубен проговаривали свои заклинания в ритм собственного «танца». Стоит также вспомнить звон браслетов на ногах индийских танцовщиц, который придавал им особую мелодику ритма.
Известно также, что английские и ирландские крестьяне обувались в деревянные туфли. Развлекаясь и согреваясь, парни и девушки танцевали жигу. Это танец исполняют в быстром ритме, делая удары носками и пятками ступней ног. При этом, верхняя часть тела была неподвижной. В своей книге «Моя биография» киноактер Чарли Чаплин вспоминал, с каким энтузиазмом он в 8-летнем возрасте танцевал жигу. Истинные любители этого танца считают, что у него европейские и африканские корни…
В очень давнее время от берегов Англии, Ирландии и Европы отходили суда со смельчаками, желавшими найти счастливую жизнь в Новом Свете. А в Америку приплывали корабли из Африки, «груженные» рабами. Когда их выводили из трюмов на палубу, они отбивали ногами ритмичную мелодию, пели песни. Зачастую, прямо на палубе, между матросами и темнокожими рабами устраивали состязания на лучший «перепляс»…
Считается, что талантливо сумел соединить европейскую жигу, народную чечетку, африканские ритмы темнокожий Мастер Джуба (подлинное имя — WiIIiam Henry Lane). Пика своей популярности он достиг к 1845 году. Он выступал в шоу, в которых, как правило, танцевали ирландцы и негры. Степ, наконец, с улицы перешел на сцену. Пока… в кабаре…
Однако первым степистом в Америке принято считать Билла Робинсона (1878−1946 гг.) 25 мая — в день его рождения и в память о нем, во многих странах мира празднуют Международный день стэп-танца. По воспоминаниям его современников, Билл мог двигаться назад гораздо быстрее, чем многие люди — вперед. Уже в 6 лет он начал зарабатывать на жизнь, танцуя. После смерти родителей их с братом воспитывала бабушка. Билл целыми днями пропадал в кабачках, изумляя публику своим искусством двигаться по сцене. Он снялся в 14 фильмах. Почти четверть века Робинсон удивлял людей своим мастерством.
Долгое время степ считался танцем для «черных». Однако путь его развития изменился в 1914 году, когда в Гарлеме, в театре Лафайет прошло музыкальное шоу под названием «Глупышки черного города». Постепенно шоу переходит на сцену Бродвея. В это время танец перестает быть только мужским. Среди женщин специалисты выделяли степистку Элеонор Пауэлл.
30−40 годы прошлого века стали «золотым» временем степа. Популярность его была столь велика, что не проходило года без проведения соревнований среди танцоров. Надо сказать, что во время состязаний степистов судьи «устраивались» под подмостками. Это помогало членам жюри следить за качеством и скоростью звука. Скорость удара у лучших танцоров достигала 70 раз за 15 секунд.
Вслед за Биллом Робинсоном славу лучших танцоров «перехватили» Сэмми Дэвис, Грегори Хайнс, Сэвион Гловер, Джин Келли. В течение трех десятилетий (30−50 гг.) танцевал степ американский актер, хореограф и певец Фред Астер. На сцену со своей старшей сестрой Адель Фред вышел, когда ему было 9 лет. Они танцевали, пели, исполняли акробатические этюды. Спустя 10 лет они становятся самой известной танцевальной парой. Когда сестра Фреда вышла замуж и покинула сцену, он стал активно сниматься в кино. Самые известные звезды Голливуда кружились с ним в танце. Его танец и сегодня для многих степистов — загадка. Фред всегда был внутренне собран, а внешне — раскован и пластичен.
Не менее интересна история танца и его развития в России. У нас в 20−30 годы прошлого века был очень популярен степист Николай Винниченко. Все свои номера он исполнял в паре с марокканцем, пока тот не покинул нашу страну. Многие исследователи считают, что в известном фильме режиссера К. Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» актер Евгений Евстигнеев передал образ знаменитого русского чечеточника Винниченко.
Однако в это же время был не менее знаменит и другой танцор — Владимир Зернов. Он сумел создать целый ансамбль плясунов-чечеточников, у него было немало учеников. Это также дало повод для разговора о том, что с Владимира Зернова был «списан» актером Евстигнеевым герой фильма. Но, думается, что режиссер создал собирательный образ степиста.
До сих пор трудно забыть дуэт степистов в «Мексиканском танго» из фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». А ведь исполняли его признанные мастера эстрады — чечеточники братья Борис и Юрий Гусаковы. Они поздно увлеклись танцами, к которым «приохотил» их опытный степист из Польши, когда-то выступавший в Голливуде. По странному стечению обстоятельств эмигрант-поляк поселился в провинциальном городе Иванове, где жили братья. Оба брата прошли большой творческий путь на столичной сцене.
Известные солисты театра «Московская оперетта», бессменные партнеры актрисы Татьяны Шмыги — Геннадий и Валерий Сазоновы, с детства танцевали. Они практически перетанцевали весь репертуар братьев Гусаковых на подмостках своего родного Воронежа. Кто знает, как сложилась бы их творческая карьера, если бы не… случай.
Шел отбор на участие во Всероссийском конкурсе артистов эстрады. В жюри конкурса принимала участие певица Большого театра Мария Максакова, которая и обратила внимание на номер братьев Сазоновых. После конкурса братьев пригласили в московскую мастерскую артистов эстрады. А потом их ждал успех. Трудолюбие братьев, музыкальность, чувство ритма надолго закрепили за ними славу мастеров чечетки.
Московская Тэп Дэнс Федерация, созданная в 2001 году, входит в состав Московской Федерации современного танца, которая наряду с другими регионами страны представлена в Общероссийской танцевальной ассоциации. Это позволяет ей активно сотрудничать с Международной танцевальной организацией. Начиная с 1993 года, наши российские танцоры постоянно проводят «Степ-Парады».
На протяжении почти 15 лет у нас в стране регулярно проходят состязания лучших чечеточников на Кубок России, чемпионаты России по степу, семинары и мастер-классы. Как правило, на наши соревнования съезжаются представители из разных стран мира. Здесь можно увидеть признанных степистов из США, Германии, Франции, Японии, Венгрии, Словакии, Финляндии, Эстонии, Латвии
Этот увлекательный танец не имеет границ, он завораживает человека любого возраста и национальности. Чтобы научиться танцевать, необходимы лишь огромное желание да пара туфель с набойками.