Спиричуэл является одним из жанров американской духовной музыки, он проникнут мотивами одиночества и впитал в себя традиции африканского и англо-кельтского фольклора. Госпел — духовная музыка афроамериканцев, исполняется в сопровождении фортепиано или инструментального ансамбля, по манере исполнения близка к блюзу.
В музыке соул есть несколько направлений: «мемфисский», «детройтский» соул и «белый» соул («голубоглазый») — важнейшие из них. Мемфисской школе присущи акцентированный ритм, скупая инструментовка, «фирменный» звук электроклавишных и виртуозность музыкантов. Для филадельфийской школы, напротив, характерны легкие, едва намеченные звуком тарелок ритмы, роскошные аранжировки вокала и сладкие мелодии в медленном и среднем ритме.
Термин «соул» вначале закрепился в среде джазменов (soul — душа). Они причисляли соул к новому течению в джазе, более открытому и эмоциональному, но и упрощенному гармонически. Однако к джазу соул не имеет никакого отношения, как не имеет он ничего общего и с попсой. Близок к соулу только фанк. Даже специалистам сложно отделить соул от фанка, и они считают, что фанк — это продолжение музыки соул.
Фанк — жаргонное словечко жителей негритянских кварталов. Аналогов этому слову в русском языке нет. Означает оно «запах сексуально возбужденного человеческого тела». Можно предположить, что, когда война за свои души была успешно выиграна, афроамериканское население разделило музыку души и тела на два разных стиля. Например, в 1955 году госпел «Иисус для меня — целый мир» в исполнении родоначальника соула Рэя Чарлза стал песней «У меня есть женщина», при этом в ней сохранились слова и обороты, характерные для молитв. Общественное мнение, конечно, посчитало такой эксперимент Чарлза кощунством, а звукозаписывающая фирма «Atlantic» сначала не решалась выпускать его записи. Но погоня за деньгами и новыми музыкальными формами, а также настойчивость Рэя Чарлза свели на нет все опасения, и в 1959 году вышел альбом «Что бы я хотел сказать».
Успешно преодолев неприятие со стороны благочестивых членов негритянского общества, соул быстро распространился по каналам шоу-бизнеса и стал неотъемлемой частью афроамериканской культуры. Соул приобрел статус поп-музыки и был катализатором самосознания для молодежи. Музыка соул и появление в 60-х годах черного движения за равные права — «Черный — это прекрасно!» — две части одной философской идеи. Соул не просто развлекал, он был проповедью, а соул-певцы были проповедниками, символами единства черной расы. Джеймс Браун, например, имел огромное влияние на черных бунтовщиков и не раз помогал гасить шумные и разрушительные демонстрации на улицах американских городов, призывая демонстрантов к спокойствию.
Как уже было сказано выше, родоначальником музыки соул стал певец Рэй Чарлз. А развивалась она благодаря Джеймсу Брауну и Сэму Куку. Потом соул разделился на два направления — социальное и развлекательное. Социальный соул создал Джеймс Браун, с помощью музыки он обращался к темнокожему населению США, указывал на проблемы и жизненную неустроенность. Развлекательное направление соул взял на себя Рэй Чарлз, он исполнял легкие лирические композиции.
В семидесятых годах соул уступил место фанку. В те годы наиболее популярным становится «филадельфийский» соул, который отличался от классического соула усложнёнными, сочными аранжировками и элементами фанка. Музыку соул исполняли и белые музыканты — такой соул иронически назвали «голубоглазым». Сейчас термин «голубоглазый соул» — соул в исполнении белокожих музыкантов — не используется, потому что многие соул-хиты написаны тандемами белых и чернокожих музыкантов.
Знатоки соула делят «черную» музыку на два стилистических потока. «Взрослый соул» — его исполнители делают яркие и богатые аранжировки и привлекают для записи профессиональных джаз- и фанк-музыкантов. Городской ритм-энд-блюз (Urban R’N’B) — приносит огромные прибыли звукозаписывающим компаниям Европы и США. Именно этот стиль музыки стал популярен в молодежной среде.